Отто Премингер прочно занял своё место среди моих любимых режиссёров. Список внизу поста. Посмотрела только что его «Анатомию убийства», настоящий психологический триллер с неожиданными поворотами и сюрпризами в течение повествования. Отличная работа актёров всех планов. Но Джеймс Стюарт в роли защитника в суде просто огонь!
Джеймс Стюарт играет Пола Биглера, бывшего прокурора на пенсии. Его удел теперь рыбалка и джаз. Он играет на пианино и у него большая коллекция джазовых пластинок.
Живёт он явно небогато и перебивается редкими подработками в суде и юридическими консультациями. По всем косвенным признакам он человек высокой репутации, не скомпрометировал себя взятками. Он одинок, но есть подруга Мейда (Иа Арден), не поняла их отношений.
Кажется, чисто деловые, она печатает на машинке и занимается делопроизводством. Умная, красивая, всё понимающая и с юмором. И очень пьющий, но от этого не менее симпатичный, Парнелл, старый, потрёпанный жизнью.
«Что это у тебя там в пакете?»
«Кочан капусты, можешь открыть»
Биглер называет его «советник», похоже, они все трое вместе съели пуд соли и когда-то гремели по всей округе. Отношения между ними самые тёплые, почти родственные. Новый клиент для них это возможность что-то изменить в жизни, например, купить новую печатную машинку или починить автомобиль, просто поесть что-то ещё, кроме осточертевшей рыбы, которую ловит бывший прокурор.
В городе произошло убийство, и убийца захотел в качестве защитника Пола Биглера. Его жена разыскала Пола Биглера и передала просьбу мужа. Убийца – лейтенант армии Фредерик Маньон.
Встреча с ним вызвала у Пола противоречивые чувства. Он сразу сказал, что денег нет, две тысячи он заплатит, когда выйдет из тюрьмы, то есть, после выигранного дела. Хитрая бестия. А пока у него есть только 150 долларов. Если нет, то он возьмёт адвоката от своего военного ведомства.
Обидно, что Пол поддался на такую хитрую уловку. Всё из-за нехватки денег. Я сразу не поверила Маньону. И это ещё до того, как я увидела его жёнушку.
Именно из-за неё было совершено убийство. Она прибежала к мужу вся исцарапанная и сказала, что её изнасиловал Барни Квил, хозяин бара, где она частенько проводила свободное время, и которого у неё было воз и маленькая тележка.
Муж взял пистолет и застрелил насильника в присутствии других людей, якобы из ревности. В этом рассказе не сходилось самое главное – лейтенант пришёл мстить час спустя. А это значит, ни о каком гневе или приступе ярости и речи не может быть. Тогда что? Пол не подсказывает ответ своему подзащитному – пусть он сам определит своё состояние. Так в деле появляется загадочный мотив — непреодолимый импульс.
Встреча с жертвой насилия только подогрела сомнения адвоката – она могла спровоцировать на насилие кого угодно, хоть дряхлого священника. Как вызывающе она себя ведёт в доме Пола! Просит пива, так и льнёт к хозяину дома и готова на любую услугу. Пришла, называется, в дом прокурора!
Здесь я испугалась, что история покатится по заезженной колее, когда адвоката соблазняет клиентка и начинает им манипулировать. Слава богу, обманулась. Маленькая команда Биглера потихоньку собирает материал, да и сам он в поисках смягчающих артефактов, прекрасно понимая, что такая жертва насилия присяжным не понравится, слишком эпатажная, слишком общительная, слишком яркая.
Синяки и раны необязательно нанёс насильник. Для очень внимательного Пола давно понятно, как может «приголубить» её ревнивый лейтенант. Это её второй брак. На вопрос, почему рассталась с первым, ответила, лениво потягиваясь: «Стало скучно». Вышла замуж через три дня после развода. До этого находилась с ним в связи.
Фильм довольно длинный и большая часть проходит в суде, но время летит незаметно, поскольку напряжение в допросах свидетелей, как в настоящем триллере. Судья очарователен, его юмор вносит необходимую разрядку в этом накале страстей. Эпизод с пропавшими трусами жертвы вносит оживление не только в ряды юристов, но и публики.
Докопаться до истины жаждет бывший прокурор и не факт, что он не выйдет на самого себя, то есть, на своего подзащитного. Его задача выставить Лору Маньон невинной овечкой перед присяжными. Это нелегко, слишком известна она во всех питейных заведениях.
Да и правда ли в том, что её изнасиловал хозяин бара? Экспертиза этого не доказала, спермы не нашли. Но это может быть и прерванный акт, как объяснили эксперты.
Задача обвинения прямо противоположна — показать, насколько низка мораль жены лейтенанта. Как хватило ей ума сесть ночью в машину постороннего мужчины, чтобы добраться домой? Почему она так вызывающе вела себя в баре? Почему пришла туда одна, оставив дома спящего мужа? Из допросов возникает очень неприглядная картина, как со стороны обвинения, так и защиты.
Кажется, что чаша весов постоянно колеблется, не зная, где остановиться. У обвинения очень сильный адвокат Дансер. Его играет актёр Джордж К. Скотт, которого вы все наверняка помните по картинам «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», «12 разгневанных мужчин», «Паттон». Солидный актёр, несомненно. Его допросы супругов Маньон проводятся на грани допустимого. И за гранью — для чутких ушей присяжных.
Когда он просит ввести сокамерника лейтенанта в качестве свидетеля, это равносильно удару тяжёлой артиллерии. Тот продаст и мать родную.
Он передаёт разговор с Маньоном, который уверен, что дело выгорит и по возвращении домой он проучит свою жену шлюху так, что мало не покажется. И это звучит абсолютно правдоподобно, потому что к этому моменту я вижу в убийце ещё и абьюзера. Не зря Лора призналась Полу, что боится своего мужа.
В фильме интересна так же линия менеджера бара, милой девушки Мэри Пилант (Кэтрин Грант), личности цельной и честной.
Тайна этой девушки стала для кого-то очень неприятным открытием во время суда. А для Пола Биглера и его помощников очень неприятным открытием стал поступок их подзащитного. Что-то в этом роде я ждала от него. Спасибо. что всё закончилось хотя бы так.
Не могу не сказать, что в картине звучит великолепный джаз Дюка Эллингтона, он идеально вписался в историю.
Бен Газзара мне знаком по сериалу «Коломбо», он снял образцовую серию — «Коломбо: Настоящий друг«.
Ли Ремик — «Дни вина и роз», «Прикосновение медузы»
Фильмы режиссёра Отто Премингера: