Здравствуй, грусть \ Bonjour tristesse (1958) – реж. Отто Премингер

Это фильм о совершенно никчемных пустых людях, богатых, праздных, настолько искусственных, что следить за их телодвижениями невыносимо. Они умирают от скуки, я вместе с ними. Всё это на фоне поразительно красивой местности – Ривьере, символе богатства и успешности. История духовно очень связана с «Приключением» Антониони, где люди также умирают от скуки и просто коптят небо.  Я решила посмотреть фильм «Прощай, грусть» не только из-за актёров, занятых в картине – что ни имя, то легенда, но и романа Франсуазы Саган, по которому он снят.  Когда-то очень увлекалась книгами этой француженки. Кроме того, взялась основательно за фильмографию режиссёра Отто Премингера – его пять фильмов меня просто покорили – «Синяя луна» и «Лора», «Там, где кончается тротуар», «Водоворот«, «Падший ангел«.

История рассказана в двух форматах – чёрно-белом, что показывает действительность и цветном, воспоминания о лете, проведённом на побережье.

Сесиль (Джин Сиберг) перемещается со своим отцом из одного бара в другой, меняя провожатых. Рассказ идёт от её лица, такого красивого, живого, юного, что кажется, никакие печали не могут её потревожить. Но когда она устремляется в воспоминания, то вселенская печаль поражает её глаза, а суета и веселье вокруг не задевают. Она, как манекен исполняет заведомый ритуал, который от него ждут.

Что там такого случилось на Ривьере, что так её опустошило? Рассказчица называет то время самым счастливым в своей короткой жизни. Неужели всё так переосмыслено и переработано, что извлечены уроки? Нет, вовсе нет. Ну, просто грустно, когда вспомнишь. Знаете, как дождь за окном. Грустно. Не пригласили на вечеринку. Грустно. Не мрак, не отчаяние, не остервенелое желание всё поменять в своём пустопорожнем существовании, а просто грустно этой девушке. Ну, не знаю, что и сказать – довести человека до самоубийства и в результате всего лишь – здравствуй, грусть!

Конечно, если до этого было сплошное веселье и наслаждение без всяких там воспоминаний, хотя бы о матери, которую ни она, ни отец никогда не вспоминают. Зачем? Им так хорошо вдвоём. Со странностями в отношениях. Пугающими. Постоянно целуются в губы, все подружки отца становятся подружками Сесиль.

Связь между ними такая, что одна из любовниц, Эльза, заметила: «Вы понимаете друг друга без слов, как супруги». Пока отец беспечно проводил время с всё новыми девушками, дочь была спокойна. Это временно, это пройдёт. Но как только замаячил на горизонте призрак Анны, она забеспокоилась. Анна (Дебора Керр) – подруга матери. Она забеспокоилась из-за того, что отец решил жениться, что их отношениям придёт конец. Дикая ревность захлестнула Сесиль.

Здесь появился любопытный нюанс – Сесиль так охарактеризовала это его решение: «Он уже был женат и забыл, как это плохо». Почему плохо? Что произошло между её родителями? Куда подевалась мать?

Пригласив на отдых на свою виллу Анну, Раймон и не думал предупреждать её о том, что он с любовницей.

Он вообще ни о чём не думает. Для него главное – удовольствия. Ему нравится осаждать Анну, неприступную крепость.

Чтобы с ней спать, он готов жениться. Таковы моральные принципы Анны. Сама Анна входит в устоявшуюся жизнь двух гедонистов, как линкор, круша и ломая их через колено. Она заставляет Сесиль засесть за учебники, чтобы не провалить переэкзаменовку и требует прекратить встречи с Филиппом, с которым началась страстная любовь. Не знаю, зачем она себя так ведёт, эта немолодая женщина.

Она работает в модельном бизнесе, не монашка, не училка. Что с ней такое? Отчего её всю переворачивает от образа жизни отца с дочерью?

Она не знала, что такое Раймон? Как она, пожившая на этом веку женщина, могла поверить в любовь этого вертопраха? Дебора Керр играет Анну двумя красками – ирония и возмущение. Она словно надеялась, что достаточно одного её слова и отец с дочкой исправятся. Как-то нелогично выстроен образ. Доверие, граничащее с наивностью юной девушки. И уж точно Сесиль мудрее её.

Раймон просто ужасен. Ленивый эгоист. Аморальный тип. Отвратительный отец. Непонятно, откуда у него деньги, чтобы менять дорогие машины и вести такой разгульный образ жизни. Дэвид Нивен не стесняется показать своего персонажа во всей красе.

Джин Сиберг одинаковая на протяжении всего фильма, но на неё приятно смотреть. Хороша. Этакое животное, готовое получать от жизни только удовольствия и подарки.

Совсем не узнала Милен Демонжо в роли глупенькой Эльзы.

Совершенно пустой актёр Джеффри Хорн в роли Филиппа, возлюбленного Сесиль. Зато Мартита Хант в роли матери Филиппа одним эпизодом всех положила на лопатки. Вот это класс актёрский!

В эпизоде появляется Жюльет Греко, она поёт в ночном клубе печальную песенку, лейтмотив драматических событий.

Я окунулась в холодную историю, рассказанную в фильме «Здравствуй, грусть» — героев не жалко, потому что они похожи на шарики, из которых выкачали воздух.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *