Прикосновение медузы \ The Medusa Touch (1978) – реж. Джек Голд

«Прикосновение медузы» – отличный психологический триллер из 70-х. Он снят медленно, и напряжение держит до самых последних кадров. Актёрская игра настолько мощная, что фильм и не нуждается в каких-то заоблачных спецэффектах. Тройка актёров великолепна – Ричард Бёртон, Лино Вентура и Ли Ремик, но и вторые планы заставили сильно поволноваться. В общем, сильная английская и французская актёрская выучка во всей красе.

Этот фильм снят по роману Питера Ван Гринуэя и вызывает ассоциации с целым рядом таких картин, как «Ребёнок Розмари», «Изгоняющий дьявола» и «Омен». Ричард Бёртон сыграл священника в «Изгоняющем дьявола: Еретик» годом ранее. Здесь же у него роль человека, обладающего демоническими способностями насылать катастрофы и смерти силой воли. Фильм начинается с его зверского убийства – кто-то размозжил ему череп тяжёлой статуэткой.

Сосед заметил приоткрытую дверь квартиры и вызвал привратника, а тот – полицию. На место преступления приехал французский инспектор Брюнель (Лино Вентура), который оказался в Лондоне по обмену профессиональным опытом.

Брюнель, вдумчивый и дотошный, сразу входит в курс дела – осматривает место преступления, интересуется многочисленными книгами убитого. Выясняется, что убитый являлся довольно известным писателем Морларом (Ричард Бёртон).

Пока Брюнель и его английский помощник сержант Дафф (Майкл Бирн ) изучали квартиру убитого, тот начал дышать, что было невероятно при таких ранах. Поражённые полицейские вызвали скорую и в больнице Морлар был подключён к аппарату жизнеобеспечения.

У всех глаза на лоб повылазили, когда аппарат показал высокую работу мозга. Брюнель изучил дневник, лежащий на столе писателя, и нашёл там упоминание имени Зонфильд. Не составило труда выйти на психотерапевта в частной клинике, куда инспектор сразу отправился знакомиться. Зонфильдом оказалась миловидная женщина (Ли Ремик), и у неё проходил психотерапию Морлар. Доктор не сразу рассказала о всех сеансах с писателем. Она постоянно что-то утаивала, но опытный инспектор понимал, что говорится не всё и возвращался к ней снова и снова.

В течение этих встреч выяснилось, что Морлар рассказал доктору всю свою жизнь, потому что ждал от неё избавления от своего ужасного дара – навлекать смертельную опасность на людей. Сначала всё начиналось именно с отдельных смертей в детстве и юности, где и угнездилась психологическая травма. Он, нелюбимый ребёнок у отца с матерью, его постоянно пилят и гнобят.

Результат – усилием воли он снимает тормоз с предохранителя, и машина увлекает родителей в пропасть. Затем он расправляется с ненавистным преподавателем и школой, устраивая пожар. Потом неудачная женитьба и рождение уродливого ребёнка, не прожившего и неделю. Жена не успела с любовником удалиться на несколько миль от дома, как попала в катастрофу.

Затем начались и более масштабные акты устранения.

Морлар пробовал обратиться к хироманту, но тот, увидев его руку, пришёл в такое душевное смятение, что отменил сеанс. Что он там увидел в его линиях? Что перед ним пособник дьявола, выполняющий грязную работу, отправляя на смерть людей? Почему писатель в конце концов уцепился за психотерапевта, ведь она не верила ему и постоянно твердила, что его уверенность в своей вине основана на галлюцинациях, такой телекинез невозможен и это простые совпадения. Подвинуть коробок спичек на столе ещё куда ни шло, но отправить машину с обрыва, это уже его воспалённая фантазия. Чтобы заставить доктора поверить в свой дьявольский дар, он приглашает её к себе и устраивает страшную катастрофу самолёта, который врезается в гигантское здание банка прямо на её глазах. Сцена очень напоминает то, что произойдёт в Америке в сентябре 2001. Это свидетельство стало окончательным доводом в пользу правдивости  всех его признаний. Трагедия связала воедино писателя и доктора. Она поняла своё предназначение.

Флэшбэки встроены в рассказы доктора, и Морлар словно присутствует здесь, в её кабинете.

Постепенно инспектор начинает верить в чудовищные способности мозга Морлара. То, что мозг полумёртвого пациента живёт и находится в состоянии колоссальной работы, показывают все осциллографы. Какую катастрофу планирует мертвец на этот раз? Все помыслы Брюнеля подчинены одному – вычислить новый объект смерти.

Финал непредсказуем и поразителен.

Кроме того, зловещая атмосфера ужаса и паранойи буквально пропитывает расследование, и не знаешь, чего ждать в следующий момент. Отличный триллер из 70-х – как раз для того, чтобы успокоиться в настоящем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *