«Прикосновение медузы» — отличный психологический триллер из 70-х. Он снят медленно, и напряжение держит до самых последних кадров. Актёрская игра настолько мощная, что фильм и не нуждается в каких-то заоблачных спецэффектах. Тройка актёров великолепна – Ричард Бёртон, Лино Вентура и Ли Ремик, но и вторые планы заставили сильно поволноваться. В общем, сильная английская и французская актёрская выучка во всей красе.
Этот фильм снят по роману Питера Ван Гринуэя и вызывает ассоциации с целым рядом таких картин, как «Ребёнок Розмари», «Изгоняющий дьявола» и «Омен». Ричард Бёртон сыграл священника в «Изгоняющем дьявола: Еретик» годом ранее. Здесь же у него роль человека, обладающего демоническими способностями насылать катастрофы и смерти силой воли. Фильм начинается с его зверского убийства – кто-то размозжил ему череп тяжёлой статуэткой.
Сосед заметил приоткрытую дверь квартиры и вызвал привратника, а тот – полицию. На место преступления приехал французский инспектор Брюнель (Лино Вентура), который оказался в Лондоне по обмену профессиональным опытом.
Брюнель, вдумчивый и дотошный, сразу входит в курс дела – осматривает место преступления, интересуется многочисленными книгами убитого. Выясняется, что убитый являлся довольно известным писателем Морларом (Ричард Бёртон).
Пока Брюнель и его английский помощник сержант Дафф (Майкл Бирн ) изучали квартиру убитого, тот начал дышать, что было невероятно при таких ранах. Поражённые полицейские вызвали скорую и в больнице Морлар был подключён к аппарату жизнеобеспечения.
У всех глаза на лоб повылазили, когда аппарат показал высокую работу мозга. Брюнель изучил дневник, лежащий на столе писателя, и нашёл там упоминание имени Зонфильд. Не составило труда выйти на психотерапевта в частной клинике, куда инспектор сразу отправился знакомиться. Зонфильдом оказалась миловидная женщина (Ли Ремик), и у неё проходил психотерапию Морлар. Доктор не сразу рассказала о всех сеансах с писателем. Она постоянно что-то утаивала, но опытный инспектор понимал, что говорится не всё и возвращался к ней снова и снова.
В течение этих встреч выяснилось, что Морлар рассказал доктору всю свою жизнь, потому что ждал от неё избавления от своего ужасного дара – навлекать смертельную опасность на людей. Сначала всё начиналось именно с отдельных смертей в детстве и юности, где и угнездилась психологическая травма. Он, нелюбимый ребёнок у отца с матерью, его постоянно пилят и гнобят.
Результат – усилием воли он снимает тормоз с предохранителя, и машина увлекает родителей в пропасть. Затем он расправляется с ненавистным преподавателем и школой, устраивая пожар. Потом неудачная женитьба и рождение уродливого ребёнка, не прожившего и неделю. Жена не успела с любовником удалиться на несколько миль от дома, как попала в катастрофу.
Затем начались и более масштабные акты устранения.
Морлар пробовал обратиться к хироманту, но тот, увидев его руку, пришёл в такое душевное смятение, что отменил сеанс. Что он там увидел в его линиях? Что перед ним пособник дьявола, выполняющий грязную работу, отправляя на смерть людей? Почему писатель в конце концов уцепился за психотерапевта, ведь она не верила ему и постоянно твердила, что его уверенность в своей вине основана на галлюцинациях, такой телекинез невозможен и это простые совпадения. Подвинуть коробок спичек на столе ещё куда ни шло, но отправить машину с обрыва, это уже его воспалённая фантазия. Чтобы заставить доктора поверить в свой дьявольский дар, он приглашает её к себе и устраивает страшную катастрофу самолёта, который врезается в гигантское здание банка прямо на её глазах. Сцена очень напоминает то, что произойдёт в Америке в сентябре 2001. Это свидетельство стало окончательным доводом в пользу правдивости всех его признаний. Трагедия связала воедино писателя и доктора. Она поняла своё предназначение.
Флэшбэки встроены в рассказы доктора, и Морлар словно присутствует здесь, в её кабинете.
Постепенно инспектор начинает верить в чудовищные способности мозга Морлара. То, что мозг полумёртвого пациента живёт и находится в состоянии колоссальной работы, показывают все осциллографы. Какую катастрофу планирует мертвец на этот раз? Все помыслы Брюнеля подчинены одному – вычислить новый объект смерти.
Финал непредсказуем и поразителен.
Кроме того, зловещая атмосфера ужаса и паранойи буквально пропитывает расследование, и не знаешь, чего ждать в следующий момент. Отличный триллер из 70-х – как раз для того, чтобы успокоиться в настоящем.