Внутренний мир Дэйзи Кловер \ Inside Daisy Clover (1965) – реж. Роберт Маллиган

Моя любовь к фильмам Роберта Маллигана началась с его картины «Убить пересмешника». В этой его картине меня также прельстили актёры – Натали Вуд, Роберт Рэдфорд и Кристофер Пламмер. Кроме того, люблю смотреть истории о Голливуде, его изнанку.

Как же красива Натали Вуд! Испытываю гордость за то, что девушка с русскими корнями стала настоящей звездой Голливуда. К сожалению, у неё нет ни одного Оскара, но два Золотых Глобуса уже немало, ведь это награда от профессионалов. Я люблю её в замечательной драме «Великолепие в траве», и она прекрасна в «Больших гонках» и «Вестсайдской истории». А в моей любимейшей картине «Призрак и миссис Мьюр» она играет дочку главной героини Джин Тирни и ей всего пять лет!

Дэйзи Кловер девушка-сорванец, подросток. В начале истории ей исполняется 15! Актрисе во время съёмок 27 лет и это поразительно, потому что её персонаж воспринимается именно юной особой без всяких натяжек и поблажек, так по-юношески выглядит Натали.

Она настоящий сорванец, умеет за себя постоять, жизнь бьёт из неё ключом. И как девиз звучит её угроза «Я всегда поставлю свои здоровые инстинкты против ваших!»

Дэйзи живёт с пожилой матерью в убогом вагончике прямо у дороги. Рядом плещется океан. Дэйзи торгует в лавке фотографиями голливудских звёзд и даже ставит фальшивые автографы. Покупатели довольны. Мать (Рут Гордон) не расстаётся с гадальными картами, в них сосредоточен весь её мир. Дэйзи зовёт её картёжницей и ни разу мамой. Отец покинул семью лет семь назад, а его образ зафиксировался в памяти жены картинкой джокера из её колоды карт.

Старшая сестра Глория давно замужем и носа не кажет, её наплевать, как и на что живут несовершеннолетняя сестра и мать, В дальнейшем её неприятный портрет обрастёт ещё более неприятными чертами. Дни, в которых существует Дэйзи, настолько предсказуемы, что ей хочется какого-то слома, прорыва. Она любит петь, это её внутренний побег от действительности, которую она ёмко называет помойкой. Ей кажется, что мир, который её манит успехом и славой, совсем другой, чистый и идеальный, как её мечты.

Ленивое существование обрывается, когда девушка отправляет диск с записью своей песни в студию знаменитого продюсера Реймонда Свона. Её голос понравился, её пригласили на прослушивание, а после подписали пятилетний контракт. Началась история Золушки. Первую половину смотришь именно как сказку. Дэйзи с широко раскрытыми доверчивыми глазами смотрит на солидных тётенек и дяденек киноиндустрии и вряд ли осознаёт, что вошла в далеко не сказочный мир.

Всё вроде начинает крутиться вокруг неё, столько людей, готовых прийти по первому требованию. Жена продюсера Мелора Свон кажется такой внимательной и ласковой. Сам Свон – отец родной, но строгий. А тут ещё и принц небесной красоты, известный актёр Вейд Льюис (Роберт Редфорд), постоянно пьющий и подталкивающий девушку к мятежу. Он проявляет сочувствие, ведь девушка подавлена навалившейся на неё деловитостью Свона. Дэйзи смотрит на него раскрыв глаза, настоящий ребёнок, попавший в сказку, где столько добрых людей. И самый лучший среди них, несомненно, Вейд Льюис.

А Свон и компания уже взялись за раскрутку новой звезды, чей имидж — юная, чистая девочка, валентинка всей Америки. Биографию Дэйзи фундаментально подчистили для её продвижения. Мать — в психушку, сестру — в опекуны, про вагончик забыть навсегда и переселиться в дом сестры, с которой нет человеческого понимания. Знаете, этот процесс показан так жёстко, словно с девочки обдирают кожу, слой за слоем, убивая её самобытность.

И это правда похоже на сделку с дьяволом, где его воплощает холодный, расчётливый бизнесмен Свон. Пока он не накинулся на неё всей мощью, он ждёт своего часа и уверен, что дождётся. Он сломает её непокорность, её строптивый характер, переломит через колено эту бунтарку и заставит работать на себя, пока не выжмет из неё всё до последнего цента. Страшный персонаж.

Сестра объявляется в жизни матери и Дэйзи, почуяв запах денег. Свон её хорошо просчитал и обработал. Глория — предатель чистой воды. Мерзкая, карикатурная, так и хочется её придушить. Иногда мне кажется, что она — гротеск, совсем неживая.

Драка в офисе Свона между сёстрами привела меня в восторг. Дэйзи вложила в эту драку весь свой протест против того, что с ней происходит. Разве так она представляла эту новую жизнь? До этого она была совершенно независима и делала всё, что хотела. Теперь же ей диктуют каждое действие, и даже слово, которое нужно произнести. От неё требуется только одно, изматывающие выступления, а ещё – полное отречение от прошлой жизни и даже матери. Все эти люди вокруг бездушные манекены. Когда я вижу Кристофера Пламмера в роли продюсера Свона, я сразу понимаю, что он не может быть добрым человеком, слишком в нём выдаётся какая-то жестокость и двойственность. (Сама внешность заставляет его обыгрывать подобный образ. В картине «Где-то во времени» он суровый авторитарный импресарио. А в знаменитом мюзикле «Звуки музыки» так и ждёшь от его героя подвоха).

Так и будет. Если поначалу он сдерживает свои эмоции, чтобы не вспугнуть молоденькую звёздочку, то потом показывает свою неприятную сущность в полный рост. Дэйзи находится меж двух огней. С одной стороны продюсер, с другой — его звёздный актёр. Дэйзи, как бабочка на огонь летит к тому, кто кажется ей добрее, в кого она влюблена всем сердцем.

Да вроде и он не устоял. Взаимная любовь и семейное счастье? Только не в Голливуде, где давно перепуталось кино с реальностью. Первое открытие – муж часто предпочитает мужчин. Он просто оставляет Дэйзи и улетает в Нью-Йорк к своему партнёру. Разочарование страшное. И это пробуждение сразу делает её взрослой, даже старой. Нет, не внешне. А вот её внутренний мир прошёл за несколько месяцев то, на что обычному человеку требуются десятилетия. Роберт Рэдфорд играет отвратительного типа, ему ничего не стоило растоптать Дэйзи, вступив в отношения с ребёнком, что чуть ли не голливудская норма, как известно теперь из многочисленных скандалов. Хочу поскорее забыть этот его отталкивающий образ и посмотреть «Предназначено на слом», где Натали Вуд и он снова играют в паре.

А вот и дьявол дождался своего выхода. Свон проявляет участие, даже нежность и понимание, но лишь только для того, чтоб затащить в постель брошенную Вейдом Дэйзи Кловер. Потом внезапная смерть матери, депрессия, а для него деньги выше всего человеческого. Вставай и отрабатывай свой контракт. Или суд и жизнь в канаве.

Да и чёрт с ним, с вашим Голливудом! Не будет жить по вашим правилам Дэйзи Кловер и не променяет свой внутренний мир на вашу помойку. Да ошиблась, но больше вы этого от неё не дождётесь, потому что так она решила.

В качестве заключения – фильм «Внутренний мир Дэйзи Кловер» очень любопытный взгляд на то, как делаются звёзды. Милые невинные девочки (мальчики) отдают свой талант в обмен на отречение от себя. Взамен получают успех, о котором мечталось и всё, что к нему прилагается. Очень часто в качестве приложения алкоголь, наркотики, бесконечная чехарда половых партнёров, биполярные расстройства и полное одиночество в толпе таких же соискателей славы. (А это, по сути, жизнь самой Натали Вуд с жутким концом в жанре хоррор). Что если Дэйзи всё поняла и одним махом покончила с этой помойкой? Помните, в начале всей истории она заявляет, что ставит свои здоровые инстинкты против ваших? Она пообещала кому-то войну, а значит это так. Кому и зачем, остаётся только догадываться.

P.S.  Читайте обзор фильма «Сладкоголосая птица юности» с похожей темой.

 

Фильмы Роберта Маллигана:

Убить пересмешника

В то же время, в следующем году

Приходи в сентябре

Фильмы с участием Роберта Редфорда:

Босиком по парку

Близко к сердцу

Три дня Кондора

Обычные люди

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *