Фильму «Три дня Кондора» больше сорока лет, а он смотрится совершенно свеженьким, благодаря бесконечно повторяющейся политике мировых управленцев – нефть, деньги, власть. Разведка даёт механизмы воплощения в жизнь этого заветного триединства. Люди – сопутствующие потери при этом исполнении. Смена непокорных правительств, чтобы безнаказанно грабить территории – всё знакомо до боли и разворачивается на глазах в Сирии, а до этого в Ираке, Ливии. В «Трёх днях Кондора» речь идёт о Венесуэле и Странах Ближнего Востока. И ещё яркая параллель с сегодняшним днём – агент ЦРУ, Кондор, слил информацию журналистам, как и разоблачитель Эдвард Сноуден. Три суматошных дня Кондора, когда он буквально бьётся за свою жизнь, очень напоминают опасное путешествие Сноудена через весь земной шар – сначала в Гонконг, а потом в Москву.
Джо Тёрнер (Роберт Редфорд) работает аналитиком в ЦРУ. Он и его коллеги служат в конторе под названием Американское литературно-историческое общество, где их задача отслеживать печатную продукцию последних лет. Вся контора занята изучением дешёвого детективного романа на предмет скрытых смыслов и значений. Тёрнер отправил свой доклад высокому начальству со своими замечаниями по поводу намечающегося события на Ближнем Востоке, а именно, захвате нефтяных скважин. Всё это мы узнаём в дождливый день, с которого начинается фильм, а нам дают возможность познакомиться с коллегами Джо курсорно, но информативно. Так мы понимаем, что Тёрнер неоценимый работник и к нему прислушиваются остальные. Что у него отношения с Тиной, красивой китаянкой. Что Джо добирается на работу на велосипеде. Все эти трогательные детали отлично работают на последующую сцену ликвидации всех служащих конторы без разбора и хладнокровно.
Кондор не попал под раздачу только потому, что наступила его очередь принести что-то к обеду из близлежащего кафе. Редфорд показывает нам весь ужас своего героя, для которого день начался буднично и закончился полным кошмаром. Он в панике звонит своему начальнику, получает инструкции и в отчаянии кричит: «Я не действующий агент, я просто читаю книги!» Его надежда, что произошла какая-то нелепая ошибка и всё наладится, рушится. Он, аналитик, понимает, что убийства начались именно с подачи его рапорта, что убирают всех, кто связан с информацией, заключённой в рапорте, а значит, убийцы находятся внутри системы.
Параллельно мы видим самых крупных шишек в Лэнгли, людей, повелевающих информацией, черпающих эту информацию отовсюду. Знание – власть. Эти люди привычно отдают приказ на ликвидацию Тёрнера. Недоверие Тёрнера ко всем и его маниакальная подозрительность сослужила ему хорошую службу – он не попал в расставленные ловушки. Мы видим трансформацию Тёрнера – из паникующего обычного человека он превращается в расчётливого бунтаря, которому терять нечего. Он вступил в битву с системой.
В картине много захватывающих сцен. Тёрнер берёт в заложницы женщину, Кэйти (Фэй Данауэй), которая становится для него, возможно, решающим аргументом, чтобы остаться в живых. Когда он рассматривает её фотографии, развешанные на стенах, он даёт ей такую горькую характеристику, что понимаешь, перед тобой не только аналитик, но и глубокий психолог.
Напряжённые моменты между Тёрнером и наёмником Жубером (Макс фон Сюдов) поданы по всем правилам триллера: убьёт, не убьёт, когда это случится. Жубер не просто механический убийца, он склонен к юмору, он поглощён своим поразительным хобби между кровавыми актами. У него есть кодекс, который он чтит и этим вызывает даже уважение.
Его бесценный прощальный совет Тёрнеру дан своевременно и принят к сведению – никому не доверять.
Когда смотрю такие фильмы как «Разговор» Ф. Ф. Копполы, или «Заговор Параллакс» Алана Пакулы («Три дня Кондора», в том числе), мне гораздо интереснее следить за тем, как выпутаются герои из запутанной ситуации, нежели распутывать саму ситуацию. Мне нравится, как на глазах происходит перерождение человека, попавшего между молотом и наковальней. Совершенно ясно, что Тёрнер не простой человек — он умеет читать правильно, извлекая ценнейшие детали и приходит к выводам, которые могут нарушить отлаженный ход всей системы. Удивляет лишь одна деталь, как случилось, что эта информация попадает в СМИ, её публикуют и это приводит к отставке целого правительства. Как это произошло в реальности с президентом Никсоном именно в 70-е годы, что и послужило отправной точкой для написания Джеймсом Грейди (James Grady) романа «Шесть дней Кондора», по которому поставлен фильм. Вероятно, это было единственное исключение из правил — теперь система сбоев не даёт — все масс-медиа схвачены.
Сегодня никого не заставишь уйти в отставку из-за того, что поймали с поличным. Особенно это касается самой главной сверхдержавы на планете. Никакая утечка информации её не колышет. Она всегда права и всегда продвигает демократию там, где много нефтяных скважин.
Странно, смотрел давно, а сейчас перечитал статью и впечатление, что смотрел, вроде бы что-то похожее, но совсем другой фильм. Или я смотрел какой-то другой перевод. Я не в коем случае не упрекаю автора в неточности, но вот четко у меня отложилось в памяти, что весь отдел Ретфорда занимался чем то типа «военных игр», и все что хотел, это понять кто и за что его пытается убить. На мой взгляд, со Сноуденом и вышеперечисленным связь фильма очень условна. Главная тема, это ничтожность маленького человека перед безжалостной государственной машиной. Тут по смыслу, наверно, надо сравнивать с не менее культовым «Профессионалом» Бельмандо.
Если смотрели давно, то стоит посмотреть ещё раз. Время очень меняется и впечатления тоже. Я смотрела фильм, как в первый раз.
Ну и насчет упреков в адрес США, я не со всем согласен. Если говорить о Никсоне, то есть версия, что его как раз «слили» вполне сознательно, как в нашем случае было с Пеньковским. То есть если возвращаться к «Кондору», то президент оказался такой же пешкой в игре спецслужб как и герой Редфорда, а не наоборот. На мой взгляд с 1970-х как раз поменялось очень многое. И поменялось благодаря вот таким фильмам. На то, что сейчас никого не снимают, ну в России не снимали и не снимают, а в США, например Клинтон пострадал. Но это уже политика, речь все таки о кино идет.
Да, конечно же, за напрасную бомбёжку Ирака Буш ответил? Пауэлл тряс пробиркой в ООН, обманывая весь мир. Сейчас опубликованы материалы по экс -премьер-министру Великобритании, который намеренно шёл на обман в союзе с США и ноль процессов. У меня постоянно возникали ассоциации с сегодняшним днём. Даже работа аналитического отдела, анализирующего информацию, вызвала стойкую аналогию с АНБ только на более продвинутом уровне. А Клинтон, конечно, очень пострадал — опять без пяти минут во власти.
В «Кондоре», речь идет о гражданах США, и о вседозволенности спецслужб воротить все, что угодно именно с гражданами и на территории США. Внешняя политика — это отдельная тема. Так или иначе, у нас все таки спор о кино, а не о политике, по этому предлагаю остаться каждый при своем мнении.
» В России не снимали и не снимают»- хорошо сказали! Согласна
Надо посмотреть. Спасибо за наводку.
Посмотрите пожалуйста и поделитесь своими ассоциациями.
Как же я обожаю твои рецензии на старые фильмы и Роберта Редфорда !
Мистика какая-то. На прошлой неделе показывала мужу «Шпионские игры» Тони Скотта с Редфордом и Брэдом Питтом и выяснила, что он не смотрел «Кондора», хотя я эти два фильма сравнивать не могу, разные весовые категории, общего у них только шикарный и потрясающий Редфорд.
Очень люблю «Три дня Кондора». Как всегда, после прочтения твоей рецензии захотелось пересмотреть фильм.
Саша, он просто потрясающе красивый человек! А какой умница! А какой актёр! Собираюсь написать о самых любимых картинах с ним. Ловила себя на мысли, когда смотрела картину — уж не косит ли Брэд Питт под него? С ума сойти, сейчас посмотрела их рост — оба по 180.
Брэд, конечно, очаровашка (был), но до аристократической красоты Редфорда ему далеко. Если он под Санденса Кида и косит, можно поздравить Питта с наличием вкуса.