В то же время, в следующем году \ Same Time, Next Year (1978) – реж. Роберт Маллиган

«В то же время, в следующем году» — изумительный по теплоте фильм от режиссера «Убить пересмешника»  «Когда придет сентябрь». За два часа вы проживете двадцать лет вместе с Дорис и Джорджем, любовниками, чей союз не пошатнут ни бурные события за окном, ни семьи.

И, казалось бы мне, поборнице семьи и верности, надо возмутиться и не принимать такого рода обман, но не могу, полностью подпадаю под чары их отношений. Начавшись в 51-ом году прошлого века, их история не заканчивается и двадцать лет спустя. Даже хочется увидеть их вместе и в конце века.

Два замечательных актера рассказывают мне свою историю отношений. Волею судьбы они встречаются в маленькой семейной гостинице мистера Чармелса. Джордж (Алан Алда) бросает случайный взгляд на одинокую даму за соседним столиком, она робко посматривает в ответ. Потом они пересаживаются за один столик, потом они долго разговаривают в гостиной, а потом понимают, что не могут расстаться даже на ночь. Дорис (Эллен Бёрстин) и Джордж просыпаются в общей постели.

Их пробуждение и реакция на то, что произошло ночью, настолько не типично для случайной связи, в нем столько открытий, изумления и взаимопонимания, что совершенно ясно, эти персонажи созданы друг для друга.

У обоих героев большие семьи. В каждой по трое детей и все они любимы и желанны. Также любимы и желанны супруги с каждой стороны. Зрителю не покажут семьи, даже фотографии, которые с любопытством рассматривают Джордж и Дорис, мы не увидим. С момента знакомства и на ежегодные встречи вперед устанавливается традиция – каждый рассказывает о своем муже или жене плохое и хорошее. И эта очень милая традиция, когда рассказы о супругах делают их словно бы старыми друзьями, даже, в какой-то мере, общей семьей – ведь обе стороны знают друг о друге так много.

В начале встречи Джордж, бухгалтер по профессии, король цифр и прагматизма, вслух говорит, как он удивлен тем, что влюбился в малообразованную женщину, домохозяйку. Которая и школы-то толком не закончила.

Но ее теплота, эмпатия и полное соучастие во всех его тяжелых ситуациях, скрепляют их союз сильнее с каждой новой встречей.

История встреч разбита на пятилетия. Ну не показывать же двадцать эпизодов встреч любовников! Между пятилетиями проходят картинки самых значимых событий в Америке – смена президента, фильмы и актёры, завладевшие тотальным вниманием нации, основные конфликты и войны, певцы и группы, определившие эпоху. Например, The Beatles, The Rolling Stones, Janis Joplin. Или кадр из фильма самого режиссера Маллигана. Узнали Грегори Пека в роли адвоката Аттикуса Финча?

Этот прием режиссера просто восхитителен. Он сразу дает ощущение времени, и персонажи словно вписаны в события, которые сильно на них влияют. Джордж и Дорис яростно сталкиваются на почве политики. Дорис уже не забитая домашними делами женщина, она активный участник политической жизни страны. И даже хиппизм ее не миновал.

Джордж достиг тоже кое-чего достиг в этой жизни — он помогает бизнесменам в приумножении капиталов и живет далеко не безбедно. Смена взглядов на жизнь, политику, полный переворот мировоззрения – вот что проходят любовники за долгий период встреч и расставаний.

Образы самих персонажей меняются порой так радикально, что трудно их принять. С каждой новой пятилеткой зрителя ожидает сюрприз, который вываливают поочередно участники повествования. Поразительна встреча с беременной Дорис.

Я судорожно подсчитывала, как она умудрилась заполучить восьмимесячную беременность, если они встречаются раз в год. Но все гораздо проще – ребенок от ее законного мужа Гарри, но она так любит Джорджа, что решилась не отменять встречу и явилась в полной красе. Эта сцена уморительна, и, особенно, как разрешилось дело.

Больше всего меня тронул в фильме тот баланс между драмой и комедией, который и составляет нашу обычную жизнь. Слава богу, нет каких-то перехлёстов, все очень убедительно и достоверно. В тандеме двух больших актеров, которые и делают всю рассказанную историю жизненной, не картонной, самым смешным является Алан Алда.

Люблю его в двух картинах Вуди Аллена — «Загадочное убийство в Манхэттене», «Преступления и проступки». Он изумительно передает метаморфозы, через которые проходит его герой. В сцене, где его герой рыдает в объятиях Дорис, так и хочется его утешить.

Я ничуть не хочу умолить талант Эллен Бёрстин — она, только она создана для роли Дорис. Между ними химия особого свойства, они улавливают все нюансы настроения друг друга. Прекрасный дуэт, без которого история могла бы стать плоской и проходной. Но она сразу западает в сердце.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *