Сладкоголосая птица юности \ Sweet Bird of Youth (1964) — реж. Ричард Брукс

Вчера провела тяжёлый вечер в компании беспокойных и тревожных персонажей, созданных воображением американского драматурга Теннесси Уильямса. Похоже, я уже не расстанусь с его пьесами, настолько мне нравятся его жестокие приёмы в изображении главных героев. Их душа вывернута и истекает кровью, но именно так можно понять роковые ошибки юности, может, что-то исправить.

Всего два дня и несколько крошечных воспоминаний – вот и всё, что отпущено Чэнсу Вейну, чтобы рассказать, как он пришёл к такому финалу. И кто помог ему стать таким. С первых кадров он предстаёт этаким самоуверенным красавчиком, он хочет всех убедить, что, наконец-то, поймал птицу удачи и уже никогда не выпустит её из рук.

Его птица валяется на заднем сиденье кадиллака в дрезину пьяная и обдолбанная. В голове роятся вопросы, где он её подобрал, немолодую, потасканную, и почему так бережно с ней обращается.

Его приезд в город своего детства и юности словно поджёг бикфордов шнур и тот скоро рванет, разнеся вдребезги благополучие нескольких людей. Зашевелился клан Финли, богатейшего человека округи. Владелец отеля, где остановился Чэнс и его пьяная спутница, сразу передаёт информацию Финли.

Чем может навредить магнату какой-то смазливый парнишка? Постепенно персонажи начинают обрастать деталями. Дочь хозяина города Хэвенли и Чэнс давно любят друг друга, но брак допустить нельзя, слишком ничтожен жених, ничего не достиг в жизни.

Возьмите его, Финли, он всего добился сам, вот этими трудовыми руками выстроил свою империю. Философия босса страшная. Он — воплощение американской мечты, который каждый может сделать явью. Только вот какими способами? Его сын, Томас Финли младший (Рип Торн) создал организацию отъявленных малолетних головорезов, фашистов.

Они помогают Финли старшему расправляться с неугодными, с теми, кто задаёт вопросы. По сути, сын превратился в отморозка, который может запросто убить человека. Отец поощряет сыночка, делая из него психопата.

Полиция на страже интересов Финли, своего босса. А он продаёт и покупает всех, кто ему полезен. При этом он охранитель консервативных ценностей, где семья на первом месте. Вот здесь главная неувязка в его декларациях. Он содержит некую мисс Люси (Мадлен Шервуд), давнишнюю любовницу, оплачивая её огромные счета.

Однако такая пропасть между делами и декларациями не будит его совесть. Он хозяин жизни и ему всё позволено.

Он с лёгкостью расправился с увлечением дочери, отправив её любимого в поход за успехом. Как же ловко он сумел обработать парня, задурив ему голову мантрой об американской мечте.

Он вдохновенно врёт, что каждый может забраться на финансовый Олимп. В жизни или всё или ничего. Только успех имеет смысл. Только номер первый достоин финиша. Иди, сынок и возвращайся с триумфом, не будь лузером. Эта сцена настолько шокирует тем, что понимаешь — перед таким напором не устоять. Этот человек верит в тебя и нельзя его подвести. Вот в таком накаченном состоянии уезжает Чэнс на поиски пресловутого успеха. Результат плачевен.

Об этом он рассказывает Принцессе, стареющей голливудской звезде, которую подцепил на пляже во Флориде. Она скрывает под такой кличкой своё настоящее имя Александра Дель Лаго, чтобы убежать от провальной премьеры и папарацци.

Чэнс – проститутка, жигало, зарабатывает на жизнь тем, что стоИт. Он, похоже, хорошо освоился со своей новой знакомой и ухватился за неё в надежде, что она устроит ему пробу, кастинг. Или даже станет его продюсером.

Его надежды разбиваются в пух и прах. Как он жалок, когда умоляет её об одолжении! С каким внутренним сопротивлением идёт на физическую близость с ней. Как они похожи в своих претензиях к своему незавидному положению. И не знаешь, у кого положение хуже.

Думаю, у Чэнса. Это он профукал свою любовь. Это ему раздирает сердце известие о том, что случилось с Хэвенли. Он так привычно уходил от неё и возвращался, что и подумать не мог, что в этот раз окажется по-другому. Эта линия одна из самых тяжёлых. Папаша Финли выстроил бастион на пути поползновений Чэнса на встречу с Хэвенли. В этой крепости есть брешь, тётя Нанни, запуганная хозяином дома, но готовая идти против его воли.

Очень понравился этот персонаж. Встреча Чэнса с Нанни у могилы его матери символична. Столько потерь на него свалилось по приезде домой, но главные потери уже свершились задолго до этого. Потеря себя, чести, совести, самоуважения. Или что-то осталось? Я думала, что финал не оставит никакой надежды, слишком спрессовались несчастья и понеслись на него, как экспресс.

Пол Ньюман в роли Чэнса показывает все стадии деградации своего героя. Моё отношение к нему постоянно меняется – от жалости к полному презрению. Как же точен актёр в малейших нюансах своего отчаявшегося персонажа. Как мучительно он проживает его историю, его душевные страдания, которые должны или окончательно сломить, или возродить в нём сладкоголосую птицу юности. Неужели он сдастся и станет обслуживать богатых старух или встрепенётся и отбросит от себя невыполнимую задачу быть только первым в этом дебильном марафоне. Без Хэвенли ему не выжить.

Она для него свет в этом мрачном туннеле, куда он себя завёл. На неё вся надежда. Этот образ самый светлый в истории Чэнса.

Мне удивительно, что премию Оскар получил только Эд Бегли за роль Босса Финли. Достоин, не спорю. Но как сыгран Чэнс! Почему-то мимо. Также странно, что удивительная Джеральдин Пейдж удостоилась лишь номинации. История её Принцессы это анатомическое препарирование голливудской действительности – слава, наркотики, забвение.

Она невероятно живая в роли стареющей звезды, получившей шоковую терапию после провала своей последней картины. Но, кажется, всё для неё оборачивается не так плохо, как показалось. Или в этом кроется какой-то подвох. Только вот за её жизнь я не дам и гроша, там всё выжжено напалмом.

Я заметила, что Пол Ньюман любил пьесы Теннесси Уильямса. Он блестяще сыграл в его «Кошке на раскалённой крыше» (режиссёр также Ричард Брукс). А затем Ньюман сам выступил режиссёром в экранизации «Стеклянного зверинца». Мне нужно пересмотреть этот фильм, плохо помню детали.

Не могу не сказать вам о супружеской паре в фильме «Сладкоголосая птица юности» — Джеральдин Пейдж и Рип Торн.

Джеральдин великолепна в драме Вуди Аллена «Интерьеры», а Торна хорошо помню в картине «40 оттенков грусти», где он в паре с нашей Диной Корзун. Посмотрите!

Фильмы по пьесам Теннесси Уильямса:

Кошка на раскалённой крыше

Татуированная роза

Внезапно прошлым летом

Трамвай «Желание»

Ночь игуаны

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *