Тайна за дверью \ Secret Beyond the Door (1947) – реж. Фриц Ланг

Снова Фриц Ланг, снова его муза Джоан Беннетт, снова режиссёр погружает меня в свои страхи и сомнения, пугает, заставляя выстраивать параллели с Синей Бородой и его закрытыми дверьми. «Открывай любые двери, только не эту». Закрытые двери, несомненно, это символизм. Это то, что запрятано где-то очень далеко, и доставать это никто не собирается. Разве что обстоятельства вынудят такое сделать.

Селия – богатая девушка из Нью-Йорка. От её имени ведётся неспешное повествование, её голос словно гипнотизирует и не предвещает тех бурь, что ворвутся в её жизнь совсем скоро.

У неё достаточно поклонников, но ни один не пробудил в ней желание выйти замуж. У неё есть любимый старший брат, Рик, он болен и ему недолго осталось находиться в фильме. Её финансовые дела ведёт Боб, порядочный человек, и он влюблён в Селию. Она, кстати, готова связать свою жизнь с ним. Он почему-то не решается на такой шаг и предлагает ей поехать в Мексику, развлечься, осмотреться. Без него. То ли настолько ей доверяет, то ли не верит в свои чувства к ней.

Селия отправляется в Мексику с Эдит и её супругом, вечно пьяным, а потому неинтересным зрителю. Он всегда где-то за кулисами происходящего. Сама подруга, пустая и никчемная, призвана вносить юмор и ослаблять напряжение. Актриса с этим заданием не справилась. Не убедила меня. Непонятно, как такая серьёзная девица, как Селия, вообще дружит с Эдит. Правда, если подумать, у каждого найдётся парочка таких непонятных приятельниц в подругах.

На площади произошла сцена, замешанная на крови и сексе. Два мексиканца устроили поножовщину из-за женщины. Та стояла в стороне, довольная происходящим. Селия словно пробудилась в этот момент ото сна – она почувствовала жар и ток крови. Вот эта жизнь для неё! И тут же она ощутила на себе взгляд высокого незнакомца.

Между ними словно искра пробежала, оба потянулись друг к другу, и не прошло и несколько дней, как они стали мужем и женой. И всё это несмотря на внутреннее сопротивление собственной интуиции, о чём Селия сообщает зрителю за кадром. Её муж, Марк Ламфьер, не только полон секретов, он ходячий шкаф со скелетами, что и предстоит узнать Селии в его особняке, похожем на замок Дракулы.

На вокзале Селию встречает сестра Марка, Кэролайн (Энн Ривер). И я сразу решила, что она станет гнобить Селию. Ошиблась. Кэролайн вполне приятная и добрая тётенька.

Да, она немножко перегнула палку с братом в детстве, нанесла ему такую психологическую травму, которая до сих пор не отпускает мужика.

Как только Селия попадает в дом Ламфьеров, она сразу получает обухом по голове – Марк-то, оказывается, был женат. Женщина умерла престранно, а их сын Дэвид проживает с отцом. Можете себе представить такой приятный сюрприз от мужа? Тут я опять ошиблась, посчитав Дэвида неким мстителем за то, что отец женился.

Ничего подобного, и эта линия зашла в тупичок. Наконец, на свет божий выходит ещё одна тайна, ещё одна женщина из круга Марка, его секретарша мисс Роби (Барбара О’Нил). Пол-лица у неё прикрыты шарфом, чтобы не смущать людей своим уродством. Она когда-то совершила подвиг, спасла Марка из пожара, и теперь носит ожёг на лице как полковое знамя. Кроме того, по уши влюблена в своего кумира.

Ещё в Мексике, где прошёл их медовый месяц, Марк рассказал Селии, что он архитектор, издаёт собственный журнал и коллекционирует комнаты.

Селия удивлена. Марк объясняет, почему избрал такое хобби – он ведь архитектор, знает толк в интерьерах и уверен, что они психологически влияют на обитателей. Всё это не очень понятно здесь, под палящим солнцем Мексики. А вот по приезде домой, в мрачном и сыром доме, во время экскурсии для гостей, новобрачная вдруг с ужасом осознаёт, куда она попала.

В каждой из шести комнат произошло убийство, наделавшее в своё время много шума. Марк не поскупился и собрал все артефакты из знаменитых покоев убиенных. Тихий ужас. А вот комната номер семь не для обозрения. Она ещё не заполнена. Такая реклама только подлила масла в костёр любопытства Селии. Добыть ключ и попасть в эту заветную комнату стало её наваждением.

Я упомянула, что люблю фильмы Фрица Ланга и являюсь его преданной поклонницей, но это вовсе не значит, что я принимаю любое его творение на ура. Вот и в готическом хорроре «Тайна за дверью»  мне понравилось не всё. Начавшись так серьёзно и динамично, картина вдруг провалилась в театральный пафос. Майкл Редгрейв (знаю его только как отца Ванессы Редгрейв и видела только в хорроре «Невинные») показался мне совсем деревянным, встающим в нелепые позы.

Особенно смехотворны сцена в запретной комнате с шарфом.

Также вызвал улыбку эпизод с пожаром, который устроила влюблённая в него секретарша. Казалось бы, и Марк, и Селия уже давно трупы, но нет, отдышавшись, он вызволяет свою жену из дома, объятого пламенем. Полная реабилитация в глазах жены.

В картине тьма оборванных линий – Дэвида я уже упоминала. Также странно, что Боб, без пяти минут жених Селии, так холодно встретил свою любимую после её замужества. Ни единого всплеска эмоций. Лёд и холод. Теперь понятно, почему она предпочла Марка. Нет, не очень понятно, почему. На мой взгляд, эти два паренька настолько похожи темпераментом, настолько оба рыбы, что страстной Селии жизни не хватит, чтобы их зажечь. Выйти замуж, чтобы открыть запретную комнату, забравшись в тайну мужа? Не слишком ли большая жертва с её стороны? Да и в принципе, она выступает скорее психоаналитиком, чем возлюбленной.

Как она убеждает Марка открыться ей, подвергая себя смертельной опасности! Но Ланг был бы не Лангом, не подпусти он тумана в свой нуар. Тумана очень много – и в прямом смысле и переносном. Селия бегает по ночному парку, пытаясь бежать из страшного замка. Туман клубится и закрывает её от убийцы с окровавленным шарфом в руках. Сцена настолько живописна, что каждый кадр просится в рамку. Просто обожаю фильмы этого жанра, они всегда пиршество для глаз. «Тайна за дверью» со всеми её недостатками достойно пополнит мою коллекцию режиссёра Фрица Ланга.

Читайте рецензии на фильмы Фрица Ланга:

Женщина в окне

Улица Греха

Мунфлит

Сильная жара

Пока город спит

По ту сторону разумного сомнения

Синяя гардения

М (Город ищет убийцу)

Фриц Ланг: Притягательное обаяние классики 1959 года

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *