«Пленница» — четвёртый фильм Макса Офюльса, что я посмотрела. «Момент безрассудства», «Серьги мадам де…», «Письмо незнакомки» — все они оставили хорошее впечатление и крепко засели в память. И вновь я восхитилась его умением рассказать интересную историю и отлично сыгранную актёрами.
Картина снята в жанре нуар, где есть напряжение с жёсткой развязкой. Каждый из трёх героев обладает многогранностью и своей легендой. Главная героиня, Леонора (Барбара Белл Гедис), вызвала у меня разные эмоции. Наверное, хорошо, когда герои так неоднозначны ведь это заставляет анализировать их поступки.
Самая первая сцена уже даёт представление о планах и намерениях двух девушек, подружек, которых свела вместе общая съёмная квартира. Они с восторгом листают модный журнал, примериваясь к роскошным нарядам и, особенно, к норковому пальто.
Этот непременный атрибут богатой жизни станет символичным в сюжете картины. Леонора и Дороти мечтают выйти замуж за богачей. Неизвестно, воплотилась ли мечта Дороти в жизнь, что осталось за кадром, но у Леоноры мечта воплотилась с лихвой. Говорят, что надо с опаской обращать свои желания к небу, они ведь могут исполниться. Да так, что сто раз пожалеешь. Пройдя модную школу мисс Дейв, Леонора не только знакомится с магнатом Смитом Олригом (Роберт Райан), но и влюбляется в него, и стремительно выходит замуж. Начало их знакомства, жёсткий допрос девушки со стороны богача, обещает нескучную супружескую жизнь.
Леонора ведёт праздное существование, и оно её не устраивает. Оказывается, она жаждала получить совсем не то. Да, ей хотелось быть богатой, но при этом любить мужа и делить с ним печали и горести. Её пытливый ум требовал другого — активной ежедневной деятельности, а не то, что она получила. Муж всегда занят, она целыми днями заперта в особняке в компании человека, чья роль прислуживать и развлекать. И, вероятно, доносить. Очень похоже на то, что мистер Олриг преподаёт своей жене нравственный урок, где главная тема — я тебя купил с потрохами, предоставив доступ к неограниченному богатству, но ты – пустое место и знай об этом.
Отличное назидание для сегодняшних охотниц за олигархами. За всё нужно платить. Отхватить богатенького и стать его содержанкой это ли не мораль обыкновенной шлюхи? Но Леонор не такой плоский персонаж.
Пройдя через вереницу унижений, она, наконец, решается выйти из своей золотой клетки. Олригу смешно от её слов. Он не верит, что можно вот так отказаться от роскоши, он слишком высокого мнения о своей проницательности. В его жизни было много женщин и всем им нужно было только его состояние. Он уверовал в свою власть над ними – будешь делать то, что я скажу, я твой хозяин.
Леонора устраивается секретаршей в клинику, где принимает детский доктор Ларри Кеинада (Джеймс Мейсон).
Леонора сразу погружается в новую обстановку, где нужно работать сверхурочно всего за 25 долларов. После тотального безделья, демонстрации дорогих нарядов в ожидании мужа – вдруг да он обратит внимание на пустое место, она с жадностью вгрызается в профессию. Девушка неравнодушна к людям, очень любит детей, что сразу настраивает к ней доктора.
Чем пристальней он в неё вглядывается, тем больше симпатии она у него вызывает. Да, признаётся он себе, эта девушка с тайной. Если бы он только догадывался, с какой! Меня же разрывали противоречивые мысли – я понимала, что Ларри словно создан для Леоноры. Он тонкий, чувствительный, он может сделать её счастливой. В то же время, мне было жаль Смита Олрига, несмотря на его жестокость. Он – трудяга, сумел многократно приумножить капитал, оставленный отцом. Работа двадцать четыре часа в сутки сделала из него безумца. В этом помогли и женщины-хищницы. За одну из них он принял Леонор. Она и была такой до замужества, по крайней мере, мечтала о подобной беспечной жизни. Смит показал ей эту жизнь во всей красе, и она ужаснулась. Чтобы прийти в сознание, ей понадобился год. Перед ней встала дилемма — остаться и потерять себя. Или уйти и потерять то, к чему стремилась. Не всякая пойдет на такой шаг, деньги сгубили много душ. Она даже пробует начать всё сначала и возвращается к мужу. На это есть очень веская причина.
Он является к ней на съёмную квартиру и, кажется, что он изменился. Он говорит ей слова, которых никогда не произносил прежде. Неужели он всё переосмыслил и теперь жизнь их изменится? В кино такое часто случается, сценарий идёт на поводу публики и даёт ей возможность утешиться, обливаясь слезами. Но в данном сюжете такой поворот попросту невозможен.
Нет, не совсем так, Леонор, всё-таки, получит свой утешительный приз, но норковое пальто ей больше не понадобится.
P.S. Джеймс Мейсон больше всего известен своей ролью Гумберта в знаменитой «Лолите» Стэнли Кубрика. Я люблю его в разных ролях: