Акт насилия \ Act of Violence (1948) – реж. Фред Циннеман

Сегодня посмотрела настоящую жемчужину в любимом жанре нуар. «Акт насилия» воплотил самые лучшие компоненты этого кино – отличную историю, напряжённое развитие событий в духе саспенса, блестящую игру всех актёров, поразительно красивую черно-белую картинку и музыку, которая не мешает восприятию, а наоборот, усиливает его.

Сюжет связан с недавно прошедшей войной. Главный герой, Фрэнк, уважаемый в городе предприниматель, вкладывающий деньги в строительство жилья. Он ещё не знает, что в путь на встречу с ним  отправился самый опасный для него человек, хромоногий Парксон (Роберт Райан). У того самые серьёзные намерения, потому что в его кармане лежит пистолет.

Когда эти двое встретятся, лишь дело времени.

У Фрэнка семья, милая жена Эдит (Джанет Ли) и маленький сын. Между супругами хорошие отношения, без фальши.

Джанет Ли («Психо», «Коломбо: Забытая леди») играет свою героиню трепетно, испытываешь к ней глубокий интерес, который усиливается, когда она узнаёт шокирующую правду о прошлом мужа. Эту правду принёс Парксон, когда явился прямо в дом своей потенциальной жертвы.

До этого Эдит находилась в блаженном неведении и преклонении перед мужем за его героизм. Он для неё ас и в небе и на земле. Заслуженный лётчик, командир. Сможет ли она пережить его жёсткую посадку? Или не нужно бояться за её будущее, ведь она уже проявила себя как сильная личность.

Интересно поведение Фрэнка. Его играет талантливый Ван Хефлин («Странная любовь Марты Айверс», «Чёрная вдова»). Так убедительно передать историю своего персонажа, все его страхи, унизительную торговлю с совестью и, наконец, решимость идти навстречу пуле, может только большой актёр. Я вжилась в его шкуру и не позавидовала его истерзанной душе.

После настойчивых просьб Фрэнк рассказывает настоящую историю своего «героизма», и она настолько страшная, что кажется неправдой. Невозможно, чтобы так низко пал смелый, мужественный лётчик, для которого полёты в стан врага были ежедневным героизмом. Плен сломил его, сделав доносчиком и предателем своих подчинённых, близких товарищей по оружию. Однажды предав, он готов сделать это ещё раз. И смотреть на его мучения жутко. Трусость ведёт его на самое дно. В попытке уйти от расплаты он погружается в такую череду знакомств, к которым никогда бы не склонился в нормальной жизни. Сначала встреча с проституткой в баре.

Мэри Астор («Мальтийский сокол») в роли Пэт вызывает уважение – её персонаж основательно потрёпан жизнью, но женщина не потеряла человечность. Она предлагает Фрэнку решить его проблему и ведёт к некоему Гейвери, адвокату, ушлой личности, у которого на службе Джонни (Бэрри Крёгер), законченный отморозок, готов за деньги убрать любого.

Увидев, какой смертельный оборот принимает дело, она пытается остановить события. Но маховик уже раскрутился так сильно, что остаётся лишь наблюдать за событием. Женщина Парксона тоже пытается вразумить мстителя. Она напоминает ему, как помогла в трудное для него время сгладить воспоминания о кошмаре в плену у фашистов. Но Парксон неумолим, он Немезида, неотвратимо идущая по следу.

Сцена прощания Фрэнка с женой и маленьким сыном одна из самых проникновенных в «Акте насилия». Вроде бы он успокоил Эдит, сказав ей, что всё улажено, Парксон уехал. Но интуитивно она не верит ему, тревога в её глазах и движениях.

После развязки на перроне вокзала, я не перестаю думать, что она скажет своему подросшему сыну? Будет ли она по-прежнему поддерживать образ воздушного аса, героя войны, или скажет ему всю правду. Я не знаю, как бы я поступила. Признаюсь честно.

P.S.  Других картин этого режиссёра я не видела, а его фильмография меня не соблазнила на продолжение знакомства)

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *