Фильм «Дело самоубийцы» поставлен по роману Джона Ле Карре «Звонок покойнику», и я изготовилась увидеть что-то в духе моего любимого шпионского триллера «Шпион, выйди вон!» Но не тут-то было.
Хоть по мрачной атмосфере они действительно близки, блёклость изображения, вечные потёмки, даже дневные съёмки умудряются превратить картинку в какое-то сине-зелёное молоко. А вот по динамике, ритму повествования, просто антагонисты. История в «Деле самоубийцы» рыхлая, она мечется между двумя точками основного маршрута, работой и личной жизнью центрального персонажа Чарли Доббса.
Честно говоря, меня эти броски порядком бесили. Мне нравилось само расследование, как трое сыщиков раскрутили гиблое, казалось бы, дело. Переходы в личную жизнь несчастного до основания души Доббса придавали такой нехороший привкус всему повествованию, что у меня вызывало презрение и недоверие ко всему происходящему. Энн (Харриет Андерссон ) – жена нимфоманка, проститутка, переходящая из рук в руки, а он мирится со всем этим долгие годы, потому что безумно её любит. Господи, это какой-то бред сивой кобылы. Причём, она противна в повседневности. Чем она занимается, непонятно. Постоянно где-то бродит по ночам в поисках очередного мужика, потому что любимый муж не может её удовлетворить. Он так и признаётся в этом. Оба не могут друг без друга жить, но болезнь-то не лечится, как констатирует несчастная. При этом она путешествует по миру, одета-обута, может, дело в финансовых излишествах? Во время фильма я думала о том, что вряд ли Доббс мог бы вообще сосредоточиться на каком-то расследовании – все его мысли-помыслы об одном – «Где жена? С кем?» Доббса играет Джеймс Мейсон, знаменитый британский актёр (Гумбольдт из «Лолиты» Кубрика, Норман Мейн в картине «Звезда родилась»). Здесь он просто растерзан своей второй половинкой, он мученик, снятый с креста.
Ему ни до чего нет ни дела, ни настроения. Не пойму, как он вообще ходит после бессонных ночей, проведённых в ожидании возвращения таскающейся по городу жены.
Доббсу поручают внутреннее расследование самоубийства одного из работников министерства иностранных дел. Накануне на него пришла анонимка, и Доббсу поручили провести с ним беседу. Через несколько часов после беседы, как констатировали полицейские, тот и покончил собой.
Но Доббса такой отчёт не устроил, слишком много появилось вопросов после посещения вдовы самоубийцы, Эльзы. Её играет французская актриса Симона Синьоре.
Играет на таких тихих нотах, но с такой сдерживаемой страстностью, что её маленькая роль превращается в значительную. Актриса ничуть не переигрывает, убедительна в мельчайшей детали.
Параллельно появились вопросы и к Дитеру давнему другу, прибывшему в Лондон для заключения некоего контракта. Дитер так же не побрезговал женой Доббса, используя её в своих интересах. Любовь там и не ночевала. Максимилиан Шелл очень хорош в роли друга семьи, ставшим в одночасье врагом.
Актёр безупречен и в самой грязной сцене возмездия. Странно, но мне больше всех понравился Гарри Эндрюс в роли инспектора Менделя, помогающего Доббсy в его непростом деле. Несмотря на брутальность его методов по выбиванию информации, он вызвал у меня полную симпатию. Возможно, из-за его домашних кроликов, которых он разводит в свободное от жестких разборок время.
Итак, подвожу итог…
С отличным актёрским ансамблем и некоторыми интересными частями истории картина в целом всё же оставила меня в полном недоумении. Она слишком мрачная и холодная, чтобы кому-то хотелось сопереживать. Даже личная история Доббса вызвала во мне не жалость, а полное презрение. От него веет тоской и скукой, как от всего фильма, где нет ни юмора, ни тени улыбки. Длинные сцены из постановок Шекспира просто ужасны. К чему их втиснули? Разбавить историю пожиже? Так она и так не очень густая, затянутая до скрежета зубовного. Пока персонажи доберутся до финального свистка, уже с трудом вспомнишь, как всё начиналось…
Мне после твоей рецензии захотелось книгу прочитать.
Жаль, что не случилось второго (точнее, первого) «Шпиона, выйди вон!».
Кстати, мне тоже. Так и сделаю.