Шпионская тема вдруг выдвинулась на передовую. Конечно, не вдруг. Ассанж. И особенно Сноуден. Все поняли (?) и осознали (?), что давно и прочно находятся под наблюдением. Причём, никаких усилий получать информацию даже не требуется – люди сами обстоятельно и с рвением рассказывают о себе такие вещи, что ещё недавно было невозможно представить. И ладно бы простые обыватели, а то и те, кто в принципе должен держать язык за зубами, выбалтывают о себе всё. Тотальный эксгибиционизм. Лично меня не прельщают картины на сюжет о кибершпионаже. Мне нравится старомодная тема с переодеваниями, физическим присутствием, мельканием стран и континентов, всем тем, что воспел Джон Ле Карре в книгах «Русский дом», «Шпион, пришедший с холода» и «Шпион, выйди вон».
Я ужасно рада, что режиссёр Томас Альфредсон сумел передать на экране грусть, напряжение, страх и безысходность в шпионском триллере «Шпион, выйди вон».
Действие фильма происходит в 1973 году. Глава британской разведки (Джон Хёрт) подозревает (не без оснований), что русские внедрили своего крота в самую верхушку Цирка (ещё одно название разведки).
Он отправляет агента (Марк Стронг) в Будапешт, чтобы тот опознал предателя. Миссия проваливается, агент схвачен русскими. Главу разведки смещают, он подаёт в отставку и, будучи серьёзно болен, вскоре умирает, а на его место приходит новый руководитель (Тоби Джонс) вместе с амбициозным Хейдоном (Колин Фёрт), Эстерхазом (Дэвид Денсик) и Блендом (Киаран Хайндс).
Один из этих четырёх крот. Эта компания предлагает сложную игру под названием Колдовство, чтобы получать ценную информацию от русских, тем временем, вовсю перекачивая информацию в Москву.
Такая операция внушает недоверие и беспокойство руководству, контролирующему Цирк. Помня, что бывший шеф был уверен в наличии крота в Цирке, министр обращается к находящемуся на пенсии Джорджу Смайли, единственному, кому доверял бывший шеф.
Смайли (Гари Олдман), находясь вне управления, должен найти двойного агента. Чтобы схватить агента с поличным, Смайли расставляет хитрую ловушку.
«Шпион, выйди вон» сконструирован как головоломка с множеством ходов, где на поверхность выплывает один фрагмент с отношениями и связями, которые становятся понятны не сразу, а позже.
Сразу скажу, что фильм очень медленный и требуется терпение, чтобы поймать ритм повествования, но терпение вознаградится сторицей – удовольствие от решения головоломки просто огромно.
Режиссёр дает нам шанс оказаться в почти реальной обстановке, когда на наших глазах решается вопрос «Кто этот человек?», и намеренная медлительность процесса добавляет физики присутствия, что редко ощущаешь в большинстве фильмах о шпионаже.
Визуально картина снята в холодном серо-коричневом цвете и мрачных интерьерах, что подчёркивает специфику профессии, не выносящей яркого дневного света. Неуверенность и тревога буквально гнездятся в каждом уголке.
Ни одной радостной музыкальной ноты (композитор Альберто Иглесиас). Грусть.
Актёрская команда совершенна и идеально передаёт каждый нюанс подозрительности и недоверия ко всем сразу, без чего немыслимо выживание. Агенты всегда настороже, прежде всего со своими, потому что гораздо неприятнее, когда предают именно свои.
Гари Олдман великолепен в роли подуставшего и неустроенного в личной жизни Джорджа Смайли. В руках его персонажа несколько подозреваемых и ошибиться значит проиграть большую партию. Ему очень идет эпоха – та мода, те интерьеры, даже очки делают его аутентичным.
Колин Фёрт в совершенно неожиданной роли — его персонаж тонкий, честолюбивый, уверенный в большой перспективе своей карьеры. Тем более для него удивительно, что находятся те, кому жизненно важно такую карьеру остановить.
Мне понравилась романтическая линия Тома Харди и Светланы Ходченковой. Странно, что у него ещё сохранились какие-то иллюзии о том мире теней, в котором он живёт и по чьим правилам давно играет.
«Шпион, выйди вон» это интеллектуальная шахматная партия, которую играют взрослые мужчины. Под предлогом защиты интересов отечества, они, в общем-то, бьются ради своего шкурного интереса. Что из того, если их игра частенько заканчивается смертью? Это обязательная часть игры.
Отличный фильм.
Спасибо за рецензию! Фильм очень-очень понравился. Для меня это лучшая роль Олдмана.
Рада, что тебе тоже нравится этот фильм. Меня поразил ритм картины, он сразу настроил мозг на работу, поняла, что отдыхать не придётся. Это время мне очень нравится (в кино!), я помешана на британских детективах, поэтому сразу узнала эпоху, словно очутилась внутри. Олдман — очень большой актёр и Смайли сыгран классно.