Момент безрассудства \ The Reckless Moment (1949) – реж. Макс Офюльс

Какое же несказанное удовольствие я получила от фильма Макса Офюльса «Момент безрассудства»! Маленькая жемчужина, которая стоит целой коробки бриллиантов! Вдохнув в начале, я смогла выдохнуть только в конце. Настоящая, захватывающая всё внимание, история. Мне даже странно, что снята она в Голливуде, а не в Англии, настолько она мне показалась чисто английской.

Я радуюсь, когда встречаю своих старых знакомых на экране, и они меня приятно удивляют неожиданными ролями. Главную героиню сыграла Джоан Беннет, которую я видела уже в трёх (!) картинах — «Женщина в окне», «Улица греха», «Шоссе Драгнет», где она колоритная негодяйка. Так же знаком мне и Джеймс Мейсон по нескольким фильмам – «Узник крепости Зенда», «Шарада», «На север через северо-запад» Хичкока, «Звезда родилась». Мейсон у меня всегда вызывает ассоциацию со злодеем. Наверное, из-за его специфического лица, в общем-то, красивого мужского, но есть в нём что-то скрытое, не очень доброе. И когда он играет такую роль, как Донелли, в котором множества слоёв, и он постепенно, слой за слоем, их снимает, а затем предстаёт совсем другой человек – не тот, что появился впервые, это поражает. Это настоящая актёрская мистика.

Теперь думаю, что и его профессор Гумбольдт в «Лолите» не так прост, как я его приняла. И в этой истории непреднамеренного убийства, шантажа и расплаты, персонаж Мейсона Донелли приходит к очищению, становится человеком, достойным уважения и даже любви. Его длинный путь на дно и очень короткий наверх словно вместились в несколько дней и всё, благодаря встрече с Люсией Харпер (Джоан Беннет). Он является в её жизнь, чтобы шантажировать, уничтожить её счастливое существование в счастливой семье, но, соприкоснувшись с такими людьми, он меняется сам. Это потрясает.

Люсия готова на жертвы, только бы защитить свою семью от позора. Конечно, можно протестовать против её безрассудного решения, но дело сделано и, кажется, ничего нельзя переиграть. Хотя всегда остаётся правда которую можно сказать полиции. Опять же, возвращение к истоку – юная дочь и её отношения с негодяем Тедом, арт-диллером по его заявлению, а на самом деле, отъявленным мошенником. Он без труда влюбил в себя несовершеннолетнюю Би (Джералдин Брукс), и Люсия отправляется на встречу с ним, чтобы заставить его прекратить всякие отношения с её дочерью.

Он готов за это получить отступные. А в его голове другой план – и деньги получить, и продолжать встречаться с девушкой. Вероятно, Люсия поняла его схему. Поэтому — никаких денег, достаточно сказать об этом дочери, пусть она оценит сама такого благородного кавалера.

Тед успевает предупредить девушку о разговоре с её матерью, выставив Люсию в самом неприглядном свете. Дочь встречает мать в штыки. Ночью выходит встречать своего любимого на побережье в лодочном сарайчике, где получает полный отчёт о натуре Теда. Эмоциональный разговор заканчивается тем, что она бьёт его фонарём по голове и убегает в слезах.

Тед валится с лестницы прямо на торчащий в песке якорь. Люсия, не сомкнув ночью глаз, отправляется на рассвете на берег и видит мёртвое тело Теда. Нечеловеческими усилиями она тащит его в моторную лодку своего младшего сына и, отплыв подальше от этого места, выбрасывает труп за борт. Теперь можно передохнуть! Но это лишь начало кошмара. В её жизнь входит шантажист Донелли, предлагая выкупить письма её дочери к Теду, чьё тело нашла полиция, и все газеты отдали событию первую страницу.

Мне понравилось, как Джоан Беннет показывает состояние своего персонажа. На неё навалилось всё сразу – муж в Берлине, где заключает большой контракт, проблема с дочкой и её первой любовью, да ещё и к такому к низкому типу. Тайна, которую она пытается скрыть ото всех — не каждый день избавляешься от трупа. И всё это на фоне приближающего Рождества, которого ждёт младший сын и его дед и этот праздник нужен, как никогда. Плюс огромные счета, с которыми не хочется мириться. И, наконец, шантаж на пять тысяч долларов. Она не может обратиться к мужу, ей негде взять этих денег – заложенные в ломбард украшения дали всего восемьсот баксов. Она тянет время, надеясь, что придёт какая-то мысль. Действительно, события стремительно сменяют друг друга, и меняется отношение к ней Донелли.

К великому сожалению, этот шантаж не только его, за письмами стоит его партнёр Нейгел, чьи чувства совсем лишены сентиментальности.

Фильм-нуар «Момент безрассудства» такой короткий по времени, действие развивается так динамично, что когда приходит финал, я нахожусь в полной растерянности. Как же быстро всё случилось! Ещё одно убийство! Как же оно некстати. Или, наоборот, оно восстанавливает полное равновесие в душах Донелли и Люсии — и есть надежда на его возрождение. Хорошо, а как же быть с нею? Как ей жить со всем этим? Как принять такой подарок от Донелли? Столько вопросов.

Читайте рецензии на фильмы Макса Офюльса:

«Мадам Де…», «Письмо незнакомки»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *