Паника на улицах \ Panic in the Streets (1950) – реж. Элиа Казан

«Паника на улицах» это фильм из жанра «пандемии», «эпидемии». В моём списке мало таких картин, но все они очень связаны с сегодняшним состоянием дел на планете, короновирусом. Например, «Заражение» Стивена Содерберга. Или наш, советский, «В город пришла беда» Марка Орлова. Оба фильма рассказывают о лёгочной чуме. «Паника на улицах» также об этой страшной напасти.

Фильм о том, как в одночасье всё может обернуться тотальной катастрофой, и насколько важна мгновенная реакция всех ветвей власти, чтобы свести на нет последствия беды. Как всегда в таких ситуациях существует конфликт между медиками и чиновниками – в нашей реальности эти ведомства слились намертво и теперь непонятно, кто есть кто больше. В прошлом они хотя бы проявляли какую-то самостоятельность. В советском варианте и американском, «Панике на улицах», представители здравоохранения по-настоящему волнуются о жизнях людей. Они страстно убеждают чиновников выполнять свои обязательства – искать всех, кто контактировал с носителем болезни, высаживать людей на карантин, закрывать въезд и выезд из города и… пресловутая вакцинация, обязательная, насильственная, без каких-либо объяснений и разговоров. Надо. «Так приказал комиссар» – сообщает капитан Уоррен растерянной группе полицейских, участвовавших в осмотре  подозрительного тела, которое они нашли в воде.

Действие происходит в Новом Орлеане, штате Луизиана, где порты переполнены судами из разных частей света. Убитый похож на матроса, а значит, возможно, его убийца обитает где-то в районе порта и является завсегдатаем местных забегаловок, как и убитый.

По крайней мере, его там наверняка видели – он где-то ел, спал и водил компанию. В самом начале картины нас знакомят с этой компанией и пока ещё живым носителем чумы. Компания сидит за игрой в карты, четыре человека, где самым колоритным кажется некий Блэки.

Для меня он безусловно экзотический персонаж – его играет Джек Пэланс, чья биография так и просится на экран. Настоящее имя Джека Владимир Палагнюк, он родился в Америке в украинской семье. Прежде чем стать голливудской звездой, сменил массу профессий. Меня поразило его лицо в драме «Большой нож», оттолкнуло и настроило радикально против продолжения знакомства. Встречаешь по одёжке, такова природа человека, я не исключение. Однако теперь я погрузилась в его биографию и не могла не восхититься мужеством этого человека. Его лицо – результат многочисленных операций по восстановлению после того, как он  во время второй мировой вместе со своим бомбардировщиком упал и весь обгорел и поломался. Именно такое лицо позволило ему освоить амплуа людей тяжёлой судьбы и откровенных злодеев, коих он сыграл легион.

К тому же, Джек Пэланс профессиональный боксёр, что также не улучшило его внешность. Он выступал под именем Джек Браццо в начале 40-х в тяжёлом весе довольно успешно – выиграл 15 первых боёв, из них 12 нокаутом. Пэланс художник и поэт. В общем, личность незаурядная, и это очевидно в тех образах, что он создаёт на экране. В нём ощущается скрытое напряжение и подавляемая энергия. Даже в его обманчивом спокойствии угадывается некая зловещесть. Всё это он с блеском показал в образе Блэки, человеке без принципов, ненавидящем всех и вся, особенно женщин.

Для Блэки самое главное в жизни – деньги. Джек Пэланс настолько в хорошей форме в роли своего персонажа, что сам выполняет трюк в финале картины – карабкается по тросу, чтобы влезть на судно на глазах у полиции.

Полиция представлена очень разными людьми. Когда д-р Рид после осмотра трупа приходит к выводу, что тот является носителем чумы, он сразу собирает всех ответственных товарищей во главе с мэром города.

Полиция представлена капитаном Уорреном (Пол Дуглас), он упрям и не верит в заявление д-ра Рида. Ему не нравится, что какой-то доктор диктует его подразделению план действий. Капитан и доктор сразу настроились друг против друга.

Лишь после того, как они прошли весь путь вместе, их мнение друг о друге поменялась радикально. Несколько суток, которые были потрачены на поиск заражённых, изменили представление о жизни буквально всех. Люди столкнулись с небывалой вещью – микроб разрушил планы всех людей и поставил их на край пропасти.

Мне очень понравился д-р Рид, Клинт, как зовут его домашние. Сцены в домашней обстановке очень тёплые и правдоподобные.

Его жена Нэнси не картонный персонаж, её переполняет тревога за мужа, который постоянно в эпицентре заразы. Он работает на износ, для него долг превыше всего. При этом они небогаты и для семьи 50 долларов огромная сумма. Рид отлично общается со своим всезнайкой сыном.

Ричард Уидмарк играет доктора, с ним я познакомилась в потрясающем триллере «Ночь и город» и знаю, как талантлив этот актёр. В нём сочетаются мужественность и незащищённость, что является сложной комбинацией. Он отлично передал на экране свои сомнения, потаённые страхи и желания.

Интересно показан представитель прессы, журналист Нефф, охотник за жареными фактами. Он неотступно следует за полицейскими, чувствуя кожей, что в воздухе висит сенсация. Задача полиции и Рида предотвратить панику среди населения и не дать информацию в газеты, у Неффа прямо противоположная цель – устроить эту самую панику и поднять рейтинг газеты и её продажи.

Мэр разрывается между этими двумя лагерями. А что если д-р Рид не прав и это не чума? А вся полиция на ушах, прочёсывает квартал за кварталом и высаживает в карантин целые районы! Кто ответит за такую паническую ситуацию, которая нарушает жизнь и порядок в городе? Конечно, мэр и его администрация!

Проблема показана со всех точек зрения и наблюдать за развитием событий в моём любимейшем формате фильма нуара очень интересно.

Фильмы режиссёра Элиа Казана:

Джентльменское соглашение

Великолепие в траве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *