Фильм «Заражение»
даёт достоверную картину того, как мир может прореагировать (и в некотором смысле уже реагировал) на быстро распространяющуюся заразу, от которой нет никакого средства лечения. Режиссёр Стивен Содерберг и сценарист Скотт З. Бёрнс создают беспокойное и постоянно нарастающее напряжение, не форсируют его искусственно и не шокируют зрителя отталкивающим зрелищем (за одним, пожалуй, исключением), что не прибавит ему благосклонности среднего зрителя. Однако великолепный актёрский состав, хорошие отзывы критики и несомненная острота темы гарантируют коммерческий успех фильму «Заражение». В прошлую субботу студия Warner Bros провела премьерный показ на фестивале в Венеции.
Охватывая действием всю планету, но фокусируясь в основном на очень личном, Содерберг очень правдоподобно выстраивает сценарий, когда люди, прикасаясь ежедневно друг к другу, дотрагиваясь до различных предметов, приводят в действие заразу. Эта болезнь тотчас меняет отношения людей между собой. Правительства и медицинские учреждения ударяются в панику. Немедленно возникает вопрос, как бороться с заразой и как успокоить население, которое через интернет получает всё новые и новые порции слухов, опережающих по скорости любой болезнетворный вирус. Несмотря на очень знакомые схемы — календарь, отсчитывающий дни и недели, военные блокпосты, президента, спускающегося в подземку — фильм выстраивает научно-обоснованную концепцию. И хотя режиссёр не упускает возможности показать нам простых людей, сталкивающихся со страшным явлением, все основные акценты сделаны на профессионалах, которых играют Кейт Уинслет , Дженнифер Эль и Лоуренс Фишберн, личностей, буквально зажатых между молотом и наковальней. Именно они расскажут свою поразительную историю.
Первые симптомы проявления болезни достаточно привычны – кашель, слабость, немного температуры. Но дальше всё только ухудшается. Бэт (Гвинет Пэлтроу) только что вернулась из деловой поездки в Гонконг. В течение двух дней с пеной у рта она умерла. Следом за ней ушёл сын. Остался муж Митч (Мэтт Дэймон) с приёмной дочерью.
Сообщения о группах заражённых людей поступают из Токио, Лондона и других мест, поэтому на пятый день Всемирная организация здравоохранения отправляет доктора Орантес (Марион Котияр) в Азию, чтобы попытаться идентифицировать источник заражения. Доктор Миэрс (Кейт Уинслет) из американского Центра контроля над болезнями устанавливает карантинные блоки в Миннеаполисе, где скончалась Бэт. Её ткани анализируют в лабораториях, чтобы получить хоть какой-то намёк на происхождение болезни и затем создание вакцины.
Герой Джуда Лоу, Алан, категорически против такой предосторожности со стороны медицины и официальных лиц. Алан — хулиганствующий блоггер, базирующийся в Сан-Франциско. Он, кажется, имеет доступ к самой точной информации. Получив отпор в официальной прессе, он единолично начинает крестовый поход против правительства и фармацевтических компаний, обвиняя их в сговоре и желании нажиться на несчастьях. В то же время он сообщает, что у него есть гомеопатическое средство против болезни.
Скептицизм в отношении официальных институтов здравоохранения воплощает гениальный учёный (Эллиот Гулд), он сам быстро устанавливает структуру бактерии. К сожалению, линия Эллиота Гилгуда сильно урезана в фильме. После будоражащего появления он надолго исчезает из сюжета.
Глава Центра по контролю заболеваний, человек морального компромисса. Он рационален, предан своей работе, но готов пойти на профессиональное преступление ради любимого человека, за что его и пригвоздил беспощадный блоггер Алан.
Обычный человек из народа представлен Митчем, которого играет Мэтт Дэймон. Он становится свидетелем полного коллапса общественного порядка и нарастания беззакония. Через несколько месяцев почти 26 миллионов людей погибли, но пандемия не идёт на убыль.
Содерберг, уделяя огромное внимание усилению напряжения на фоне расползающейся по всему свету мистической заразы, не забывает исследовать губительную роль таких блоггеров паникёров как Алан. Предчувствуя, какой может быть реакция на такие эпидемии как САРС (атипичная пневмония), коровье бешенство или СПИД, можно испытывать к этому блоггеру двойственные чувства — с одной стороны, восхищаться его бесстрашием в нападках на правительство, а с другой стороны, подозревать его в осознанном нагнетении паники ради собственных корыстных целей. В любом случае, такой герой интересен для зрителя, а в исполнении Джуда Лоу он интересен вдвойне. Напряжённый сюжет требует от всех актёров напряжённой игры, но первые среди лучших Уинслет и Эль. Прежние заслуги актрисы Дженнифер Эль (Лиззи Беннет в сериале «Гордость и предубеждения» 1995 года) отлично известны и где бы она ни появлялась, на сцене или на экране, она сразу даёт понять, что она из такой избранной группы актёров как Мэрил Стрип, Кейт Уинслет, Кейт Бланшетт, Николь Кидман и Лора Линни. Она, кроме того, и внешне похожа на Стрип.
Работая с оператором Питером Эндрюсом, Содерберг добивается ощущения присутствия в событиях. Музыка Клиффа Мартинеса тоже очень помогает в восприятии, в ней нет привычных клише.
Фильм «Заражение» ставит риторический вопрос как соединить воедино различные интересы — создать вменяемый научный фильм о таком тревожном феномене как мировая пандемия чумы и в то же время сделать этот фильм привлекательным для массового зрителя, который хочет, чтобы ему приятно пощекотали нервы. Совсем неудивительно, что Содерберг склоняется к первому, но и достаточно знаком со вторым, что подтверждает коллективно учащённый пульс публики во время всего просмотра фильма «Заражение».
Статья взята с сайта The Hollywood Reporter