Интервью с Майклом Фассбендером
Прорвавшись в первые ряды любимцев всех поклонников независимого кино благодаря своей совершенной игре в фильме «Голод»Стива Маккуина, Майкл Фассбендер уже успел поработать с режиссёрами, о которых только мечталось: Квентином Тарантино в «Бесславных ублюдках», Стивеном Содербергом в «Нокауте», с Дэвидом Кроненбергом в совсем недавно снятом «Опасном методе», Андреа Арнольд в «Аквариуме» и Мэттью Воном в фильме «Люди Икс: Первый класс». Кэри Фукунага, режиссёр фильма «Джейн Эйр», где Фассбендер сыграл мистера Рочестера, не так известен как Кроненберг или Тарантино. В его карьере только один полнометражный фильм «Без имени», но этот фильм выдающийся во всех отношениях.
Фассбендер не только сумел раскрыть образ надменного и мрачного Эдварда Рочестера, который с тем или иным успехом до него воплощался на экране такими актёрами как Орсон Уэллс, Тимоти Далтон, Уильям Хёрт и Джордж К. Скотт, но вместе со своей партнёршей Миа Васиковски в роли Джейн, вдохнул жизнь в классику, рассказав историю свежо и энергично. Этот разговор с Фассбендером случился несколько недель назад. Он рассказал о том, как адаптировался к языку романа Шарлотты Бронте, как уходил от игры Орсона Уэллса, называя её устаревшей при всём своём уважении к этому великому человеку. Он также рассказал о других режиссёрах, с кем пришлось поработать. И как стиль Фукунаги сравним с Кроненбергом или Содербергом.
Читайте большое интервью, состоящее из трёх разных интервью и если есть возможность посмотреть фильм «Джейн Эйр» (2011), обязательно это сделайте. Он удивительно хорош.
Вы смотрели версию «Джейн Эйр» с Орсоном Уэллсом?
Сказать по правде, она очень устарела. Орсон Уэллс замечателен. Но игра слишком театральна. Я посмотрел все версии вплоть до телевизионной с Тоби Стивенсом.
Вы уже знаете, что эта история экранизировалась миллион раз. Что вас убедило сделать это ещё раз?
Это классика и что-то продолжает отзываться в сердцах современных людей. Им нравится убегать в этот мир. Моя мать и сестра, которые являются преданными поклонниками этой книги, сколько себя помню. Мне очень хотелось показать им своего Рочестера, посмотреть, что они на это скажут. К проекту присоединилась Миа, она такая интересная и взрослая. Я видел её в сериале «Лечение». Я подумал, что это будет здорово.
Я читал «Джейн Эйр» лет шесть-семь назад. Это классика по праву, потому что герои такие фантастические, такие сложные, так детально прописаны. Эта история древняя как мир. Эта битва за любовь, борьба, которую ведёт Рочестер, пока не сможет в конце концов…пока они оба не исцелят друг друга. Они оба как раненые животные и только вместе они могут найти покой.
Даже если вы уходите от каких-то архаичных интерпретаций этой истории, вы не можете уйти от старинного языка, который препятствует современной версии?
Надо много работать над языком, потому что язык — это музыка произведения. Стараться найти правильный ритм это ключ ко всему. Иногда чем драматичнее строчка, тем более поверхностно её можно сыграть, хотя не всегда. Когда я смотрел Орсона Уэллса, он всегда на грани трагического «Джейн, Дже-е-е-е-е-йн» и сумасшедшее выражение лица. Этот совершенно устаревший приём исходит из того, что персонаж считается Байроническим героем. Он включает идеализм, саморазрушение, интеллект, сомнительное прошлое, страсть и мужество.
Если проводить современную параллель, то Рочестер не так уж привлекателен. Это не тот роман, когда с самого начала понимаешь, что эти люди обречены быть вместе. Брак между богатым человеком и его гувернанткой кажется странным не только нам, но и людям, которые их окружают.
Я думаю, Викторианская Англия была такой закрытой, все инстинкты жестоко подавлялись. Потому иногда случались такие извержения вулканов, что люди подавлялись круглосуточно. Нельзя было себя открыто выражать друг с другом, особенно физически. Поэтому когда это вырывалось наружу, это было взрывом.
Вы проделали такую большую работу за последний год с такими поразительными режиссёрами, Начинает казаться, что вы выбираете проект, полагаясь на режиссёра. Так ли это и как в этот список опытных режиссёров вписывается Кэри Фукунага?
Кэри. Я просто посмотрел его картину «Без имени» и подумал, какой это прекрасный фильм. Кэри по-настоящему понимает людей и знает, как рассказать историю. И делает это тонко, нежно, и жёстко, и агрессивно, и бескопромиссно. Я думаю, он очень серьёзный талант. Вот так я подхожу к выбору роли. Я отталкиваюсь от режиссёра и сценария. Это самый лёгкий путь выбрать работу, это сразу упрощает дело.
Есть ли разница в работе с кем-то наподобие Кэри Фукунага и Стивом Маккуином, новичками в кинематографе, и Содербергом, снявшим так много фильмов?
Нет, просто разная техника. Я понял, что они действительно внимательные люди. Существует какое-то уважение к актёру, они позволяют ему играть. Они как-то подталкивают и направляют, но нет прямого управления. У них просто есть понимание всего съёмочного процесса. Содерберг и Кроненберг словно инженеры или учёные, они такие точные и чёткие. Я даже уверен, что во время съёмок они уже редактируют картину. Кэри очень тихий и погружён в размышления. Он очень много готовится к съёмкам. А Стив Маккуин просто уникален. Когда находишься в хороших руках, то выглядишь хорошо.
У вас есть две гигантские картины в списке – «Люди Икс: Первый класс» (вышла в июне) и «Прометей»( Ридли Скотт ещё снимает фильм), где ваша игра является частью чего-то гораздо большего, чем ваша роль. Как это отличается и в плане отношений с режиссёром, и съёмок?
Это немного по-другому, но колёсики и винтики те же. Моя работа включает то же самое. Всё, что происходит вокруг, совершенно другое – всё масштабнее. Но всегда интересно оглядеться вокруг и научиться чему-то новому. Мне нравится, когда приходят новые люди и им есть что предложить. Все читают сценарий, у каждого своя точка зрения. Всё обсуждается, а самое интересное можно взять на заметку.
Как много из того, что вы сказали можно применить в таком фильме как «Джейн Эйр», когда книга стала символом поклонения?
Да в книге уже есть всё. Нет оснований что-то менять. Люди иногда спрашивают «Вы импровизируете с Квентином Тарантино?» Какой в этом смысл? Нельзя написать что-то лучше. Он это написал, а ты не напишешь лучше. Ты имеешь дело с готовым материалом и твоя задача одна — не лениться. Каждая строчка для чего-то написана. Из-за того, что книга такая насыщенная, самой хитрой работой для Кэри было уместить её в полтора часа экранного времени.
Что значит «не лениться»?
Не знаю. Если говорить о Рочестере, то мне надо было попытаться найти, что происходит в каждой сцене. Легко сказать «Я буду в этой сцене задумчивым». Но почему он такой, почему это говорит? Откуда пришла эта строчка? Думал ли он о Ямайке в этом месте или о том, что станется с Джейн? Не совсем очевидно то, что я сейчас говорю. Но не хочется повторять одни и те же трюки. Он такой странный и хотелось показать эту странность как можно лучше.
Вы также играете Карла Юнга рядом с Фрейдом Вигго Мортенсена в фильме Дэвида Кроненберга «Опасный метод». Проект кажется очень интересным.
Он настоящий специалист в своём деле, но также и художник, он такой точный, замечательный, очень лёгкий, с огромным чувством юмора. На площадке установилась приятная атмосфера даже, несмотря на то, что местами фильм очень мрачный. Я пытался узнать о Юнге как можно больше, а уж потом иметь дело со сценарием Кристофера Хэмптона. Сценарий очень объёмный, приходилось читать и перечитывать, чтобы найти правильные интонации. Работать с Вигго было особенно интересно, он поразительный человек, великолепный актёр. А Кира (Найтли) просто чрезвычайно хорошо сыграла Сабину Шпильрейн. Она не только красива, но и великолепно подготовлена.
Люди обычно фокусируются на внешности Киры Найтли и пропускают самое главное, её игру.
Да, согласен. Но это так несправедливо. Она получила столько уколов в прессе, но сейчас, думаю, всё изменится. Теперь она займёт место, которое ей принадлежит по праву. Уверен, что зрителей впечатлит её работа в «Опасном методе».
Возвращаясь к «Джейн Эйр»…Вы, наверное, впитали понятие «Байронический герой» с молоком матери, живя рядом с Соединённым Королевством?
Живя в Ирландии по соседству с Англией невозможно не приобщиться к английской классике. Мы много узнаём об этом в школе. Сразу видишь классические черты героев мужчин или трагических героев, когда читаешь классику сегодня.
Считается, что у Шарлотты Бронте было много схожего с её героиней Джейн Эйр. Рочестер это чистое изобретение автора. Он в плену своих отношений с женщиной, закрытой в верхнем этаже дома, она держит его и не даёт ему шанса обрести счастье.
Это как у Чехова, где мертвец главный персонаж. Все о нём говорят, он продолжает влиять на всех живых. Берта невероятно влияет на Рочестера, а потом и на Джейн, когда та приезжает в Торнфилд. Весь дом словно хвачен её демоническим присутствием. Она всегда в памяти, всегда рядом физически, где-то наверху, бедная женщина. (Смеётся) Неудивительно, что она жаждет спалить весь дом.
Джин Рис написала «Широкое Саргассово море», где рассказала всю историю от лица Берты. Это как-то вам помогло в понимании вашего героя?
Да. Я в курсе этих дебатов о том, что Берта сексуально озабоченная женщина. В то время это не считалось крутым. Если женщине нравился секс, о ней говорили, что в неё вселился дьявол или она сошла с ума. Это определённо односторонний взгляд на этот образ. Я не принимаю такую трактовку, хотя помнил об этом всегда. Я понимаю, что состоялась какая-то ужасная сделка, договорённость, но всё-таки, я придерживался линии, что её умопомешательство это наследственная черта, её мать страдала таким же недугом. Я выбрал именно такой путь для моей истории из прошлого моего героя.
Нам надо бы поговорить об этом с господином Фрейдом.
Точно! (Смеётся)
Какова была ваша реакция, когда Стив Маккуин впервые сказал вам о вашей роли в своём фильме «Стыд»?
Стив Маккуин впервые сказал, что у него есть идея снять такой фильм в 2008 году. Мы собирались в Парламент в Лондоне, где праздновался юбилей телевизионного канала Film4, тогда, за обедом Стив сказал об этом. Я просто спросил, где и когда. Всё так просто. Я ведь уже говорил, что своим фильмом «Голод» Стив просто изменил мою жизнь. Наши рабочие отношения очень честные, волнующие, пугающие и очень полезные, поэтому я всегда охотно иду на них.
Фильм отличается от «Голода», но всё же он политический по-другому. О сексуальной политике.
Я думаю, что по сути это очень интересная тема. Вся идея о том, что секс основной инстинкт, всегда рядом с нами, чтобы выживать, порождать, воспроизводить и не вымереть (смеётся).
Мы пришли в этот мир с пониманием того, что этот сильный инстинкт превалирует в человеческой расе, а многие люди делают на этом деньги. Куда бы ты ни пошёл, всюду тебе продают секс в том или ином виде, трудно этого не заметить, если ты не в шорах.
Даже когда покупаешь содовую или мюсли — тебе продают секс. Тебе говорят, что носить, сколько весить, как выглядеть, чтобы быть сексуально привлекательным, чтобы быть успешным, чтобы тебя приняли.
Столько информации об этом. Это так эксплуатируется, что Стив Маккуин берёт эту тему и рассматривает её вполне серьёзно и честно. Что особенно меня трогает, это то, что зрители смотрят на происходящее именно нашими глазами.
Всё-таки остались ещё интеллигентные, понимающие и смелые зрители, которые принимают участие в фильме, задают вопросы, когда отправляются в кинотеатр.
В противоположность тем, кто просто сидит, поедая попкорн, надеясь, что их развлекут. Вместо этого надо переступить стену, которая отделяет тебя от экрана и вот ты уже рядом с Брэндоном и всеми героями, которые переживают и бесконечно задают себе трудные вопросы.