Британский режиссёр Стив Маккуин ворвался подобно шторму в киноиндустрию в 2008 году со своим фильмом «Голод» о члене террористической организации IRA, Бобби Сэндсе, объявившем голодовку в тюрьме Тэтчеровской Англии. Его второй фильм «Стыд» рассказывает о симпатичном холостяке Брэндоне (Майкл Фассбендер), жителе Нью-Йорка, у которого очень сложные отношения с собственной сексуальностью. Его младшую сестру играет Кэри Маллиган. Она явилась как снег на голову в его упорядоченную успешную жизнь на Манхэттане и перевернула всё вверх ногами окончательно.
Этот фильм Маккуина более условный, чем первый, но он такой же дерзкий и глубокий в своём исследовании полярных сторон человеческого поведения. Как и «Голод», фильм «Стыд» интересуется непосредственно внутренним миром человека и вводит нас в этот мир, не осуждая и не давая лёгких объяснений.
Фассбендер уже работал с Маккуином в «Голоде». Здесь он даёт трагический с множеством нюансов портрет Брэндона, человека, который живёт один в своём ухоженном высококлассном гнёздышке и работает в агрессивно настроенном, исключительно мужском коллективе. Очаровательная маска, которую он надевает на людях, скрывает его глубокие личные проблемы, на которые история, выхватывая лишь несколько дней из его жизни, только намекает.
Он вступает в случайные связи, пользуется услугами проституток, сидит на порносайтах и мастурбирует в туалете на работе. Взятые сами по себе эти вещи не такие шокирующие, да и режиссёр вместе со сценаристом Эби Морганом («Брик Лейн», «Железная леди») не пытаются представить их таковыми. Однако, взятые вкупе, они представляют нам портрет человека, полностью зависимого от секса.
Маккуин показывает действия холодно и безжалостно, не оправдываясь и не прячась. Он приводит нас в спальню и под простыни, но он ни разу не выходит на границу чувственности. Объяснения скудны – это нам строить догадки, какие причины скрываются за поведением Брэндона.
Две ключевые встречи проливают свет на состояние Брэндона, подразумевая тёмные мотивы его активной сексуальной деятельности. Его сестра, Сисси, приезжает к нему сразу после распада семьи или во время процесса распада, их отношения кажутся неуклюжими и в них ощущается какая-то угроза. Для неё отправиться на квартиру и лечь в постель с женатым коллегой своего брата это пара пустяков.
Брат и сестра никак не связаны в эмоциональном плане. Когда Сисси прокрадывается в постель к Брэндону в поисках утешения, он орёт на неё как оглашенный. Кажется, что они оба перенесли какую-то общую травму в семье, и они даже не начинали как-то решать эту проблему. Больше никаких объяснений по поводу Брэндона мы не получим.
Ещё одной глубоко впечатляющей для Брэндона встречей является знакомство с его коллегой по работе Марианной, с которой он идёт ужинать в ресторан на первом свидании. Там, во время заказа блюд, между ними происходит изумительно комическая сцена в присутствии официанта, ничего не упускающего из вида.
У Кэри Маллиган есть очаровательная сцена, где она исполняет медленную версию песни «Нью-Йорк, Нью-Йорк» в роскошном городском баре, а камера оператора задерживается надолго на её лице крупным планом.
Эта сцена напоминает фильмы Педро Альмодовара с его долгими сценами музыкантов, которых он обожает вставлять в свои картины.
Фассбендер и Маллиган очень хороши в этих своих ролях. Особенно силён Фассбендер. Как в «Аквариуме» Андреа Арнольд, он способен показать очарование и красоту с безрассудными и опасными подтекстами.
До конца фильма, несмотря на предельную откровенность (так много плоти, так много неожиданных встреч), Брэндон остаётся сплошной загадкой. Фильм оставляет нас с ощущением того, что всё идёт по кругу. Маккуин и Морган оказались недостаточно смелыми, чтобы оставить историю с открытым провокационным финалом. Они завершили эту главу из жизни Брэндона событием слишком определённым, слишком очевидным для такого фильма.
Это событие может на минуту огорчить, но не испортить фильм. Отнюдь. После «Голода» режиссёр Стив Маккуин окунулся в совершенно другой мир, но при этом снял фильм такой же внятный и исследовательский, который захватывает с первых до последних кадров. Он опять преуспел в создании картины об экстремальном персонаже с его сексуальной одержимостью. Кажется, режиссёр почувствовал, что в Брэндоне присутствует каждый из нас, даже если его затруднения на какой-то миг представляются беспросветно трагическими.
трейлер к фильму Стива Маккуина «Стыд»
Статья взята с сайта Time Out