«Мы обязаны вступить на неизведанную территорию» — замечает психиатр Карл Юнг в связи со своей первопроходческой деятельностью. Дэвид Кроненберг и сценарист Кристофер Хэмптон с увлечением исследовали в своём фильме «Опасный метод» сложную и интересную тему трогательных отношений Юнга и Фрейда и их неизбежного разрыва из-за красивой и сексуально истеричной пациентки.
Отряхнув пыль столетий с биографий известных людей, фильм энергично внедряется в непростые вопросы психологии секса и профессиональной этики и говорит о них с откровенностью сегодняшнего дня. В 2003 году Кристофер Хэмптон написал пьесу «Разговор как лечебное средство», в основу которой была положена книга Джона Керра «Самый опасный метод: История Юнга, Фрейда и Сабины Шпильрейн».
Шпильрейн (Кира Найтли) это молодая девушка из России. Её привезли в 1904 году в психиатрическую клинику Бургхолцли под Цюрихом. Несомненно умная, она страдала такими страшными припадками, что казалось, она может вывернуться наизнанку. (Будь фильм Кроненберга о чём-то другом, такое вполне могло с ней случиться). Будучи последователем учения Фрейда, Юнг знает, что сексуальные страхи Шпильрейн проистекают из её детства — когда ей было четыре года, отец жестоко её бил.
Визжа, опасно выдвинув челюсть, Кира Найтли играет свою героиню на такой высокой пронзительной ноте с самых первых кадров, что появляется страх, куда ещё дальше это может её завести. К счастью, накал спадает, в то время как её героиня под тщательным наблюдением доктора Юнга, наконец, обретает контроль над своими проблемами. Игра Найтли переходит в нечто ощутимое и по-настоящему впечатляющее.
В роли Юнга Фассбендер предстаёт как очень дисциплинированный, успешный молодой врач, безукоризненно одетый, с идеальной линией усов и очками в металлической оправе. У него достойная и богатая жена (Сара Гэдон), ребёнок и ещё ожидаются. Весь свой страстный темперамент он словно зажал в тиски, но того и гляди взорвётся.
Когда два исследователя, в конце концов, встречаются (до этого они лишь переписывались), кроме взаимных комплиментов, у них есть, что сказать друг другу. Фрейд рад пригласить католика Юнга в свой круг, несмотря на строгие принципы еврейского сообщества. (Приятно состаренный Вигго Мортенсен играет Зигмунда Фрейда). Даже на самой ранней стадии знакомства Юнг считал, что Фрейд слишком склонен любые симптомы сводить в область сексуальности.
Хэмптон также вводит линию ещё одного аналитика того периода Отто Гросса (Венсан Кассель), врача, сидящего на кокаине прислал Юнгу Фрейд. Девизом Гросса были слова «Ничего не подавляй». Гросс жил согласно своему девизу и спал со своими пациентками. Он был уверен, что Фрейд, отец шести детей, слишком уделял внимание вопросам секса в своих теориях лишь потому что в реальности был этого лишён.
Это заставляет Юнга судорожно задумываться над вопросом «Почему люди подавляют свои инстинкты» и особенно он сам. Побуждаемый своей пациенткой Сабиной Шпильрейн, он лишает её девственности, давая ей опыт, которого ей так недоставало. После этого он сбрасывает с себя все ограничения и погружается в пылкие страстные отношения со своей подопечной. Эта связь скажется на всех троих персонажах.
Вскоре Сабина настаивает на том, чтобы Юнг признался во всём Фрейду и рассказал об их отношениях. Два психиатра отправляются в Соединённые Штаты на конференцию. Вглядываясь в приближающийся Манхэттен, Фрейд задаёт вопрос: «Как ты думаешь, они знают, что мы везём им своего рода несчастье?» Это прекрасный вопрос. Если то, что они заставили людей всматриваться в себя, раздумывать о балансе между подавлением и свободой, спрашивать свою природу, а не слепо принимать её, анализировать своё поведение, можно назвать несчастьем, то, несомненно, это так. Из всех фильмов Кроненберга «Опасный метод» больше всего напоминает его фильм «Связанные насмерть» в том, что они захватывающе раскрывают драматичную двойственность в людях, особенно когда они соприкасаются с темой секса и смерти.
Несмотря на то, что фильм рассказывает о взаимоотношениях троицы в течение многих лет, история связная, а не разбитая на отдельные эпизоды. Диалог острый, точный и очень живой. Обмен интеллектуальными репликами порой пробирает. Режиссура Кроненберга подобна ланцету.
Рядом с Кирой Найтли, демонстрирующей отличную игру, Майкл Фассбендер великолепно передаёт интеллект Юнга, подгоняемый желанием пролить свет на тайну человеческой сути. Фрейд в удивительном исполнении Вигго Мортенсена, сухой и более сдержанный, чем Юнг. Выбор актёра на роль Фрейда немного неожиданен, но с успехом оправдал себя.
рецензия взята с сайта Hollywood Reporter
[nggallery id=124]
Не перестаю удивляться вашей эрудиции и энтузиазму! Когда только Вы всё успеваете посмотреть? Я и не знала об этом фильме
Женя, это всего лишь перевод. Но фильм я видела, понравился очень. Поразительно, что Кроненберг рассказал историю в абсолютно старомодном стиле, консервативно, в духе 60-х. Интересно смотреть фильм и с познавательной точки зрения. Актёры все на высоте.