Готические любовные истории оказывают на нас то же действие, что и волны приливов\ отливов. Часть этого магнетизма в необузданной эротике вроде бы запрятанной далеко в глубине. Целомудренные героини и погружённые в мрачные мысли герои бродят, словно тени по сумрачным замкам, и зловещие тайны гнездятся в каждом уголке.
«Джейн Эйр» — роман Шарлотты Бронте несомненно один из лучших среди готических романов, обладающий до сих пор такой силой воздействия, что жалкие бледные копии типа «Сумерек» можно сравнить с рыбой, выброшенной на мель.
Уточню одну техническую деталь: мрачный герой нашей истории, Рочестер, не вампир.
В основе жанра лежит сокрушительное притяжение между невинной девушкой и опасным человеком. Чем больше беспомощна героиня и чем больше жалости она вызывает в читателе (зрителе), тем лучше. Но она также обязана быть добродетельной и гордой, смелой и верить в идеалы. Её влечение к дурному герою должно основываться на жалости, не на страхе, он должен стать достойным её идеала.
Новый атмосферный фильм «Джейн Эйр» 2011 года, кажется, понимает все перечисленные свойства, а также и архитектуру, и ландшафт как олицетворение самого понятия ГОТИКА.
Фильм начинается с того, что Джейн в страхе мчится через холодные поля, покрытые вереском, и сама природа будто восстаёт против неё. Такое начало меньше всего ожидает человек, знакомый с литературным первоисточником, а именно, увидеть героиню совсем взрослой. Но позднее, через её вспышки памяти, нам напомнят о её жутком детстве в стиле романов Чарльза Диккенса, её жестокой тётке, её садистски жестокой школе-пансионе, её отчаянной бедности и её поисках работы через газетные объявления. Джейн описывается в романе, как простая, неприметная девушка.
Вот откуда, по-видимому, пошло выражение «простушка Джейн»? В фильме её играет Миа Васиковска (Алиса из сказки Тима Бёртона), и она далеко не простенькая, но превращается в бледную, суровую девушку, которая очень нуждается в любви. Её нанимает гувернанткой к своей маленькой подопечной Адель Варанс пугающий и мрачный мистер Рочестер (Майкл Фассбендер). Подопечная Адель воспитывается в его изолированном поместье Торнфилд.
Как случилось, что он стал опекуном малютки, сам по себе отличный вопрос и на него возможно ответит преданная хранительница Торнфилда миссис Фэйрфакс (Джуди Денч).Классической версией «Джейн Эйр» стал фильм 1944 года с Джоан Фонтейн и Орсоном Уэллсом в главных ролях. Фонтейн было тогда 27, Уэллсу 29. Сегодняшним героям фильма Майклу Фассбендеру 34, а Мии Васиковской 21. По роману Джейн 20 лет, а Рочестер много старше. Не знаю, соответствуют ли герои прежних экранизаций возрастным требованиям, но в данном фильме их разница в возрасте очевидна. Ни в одной из киноверсий Рочестер не был таким непривлекательным, каким он, кстати говоря, и описан в книге. Джейн во всех смыслах должна пугаться своего работодателя.
Рочестер отсутствует большое количество времени, но его присутствие ощущается всюду: и в зловещей атмосфере Торнфилда, в загадочной лояльности миссис Фэйрфакс и ощущении, что что-то не так в этом огромном поместье. Джуди Денч вносит свой неоценимый вклад в повествование: даже тон её голоса говорит о Рочестере больше, чем слова.
Здесь вступает в дело ваша осведомлённость: либо вы знакомы с романом, либо нет. И как по сюжету Рочестер найдёт более или менее достойный повод, чтобы предложить девушке недостойную связь, чтобы хоть как-то соответствовать стандартам морали своего времени. Роман в действительности о запретном влечении героев друг к другу и о том напряжении, которое сопровождает их, мечтающих о сексе, но отрицающих при этом самих себя. Шарлотта Бронте писала завуалировано об этих подавляемых чувствах и эмоциях, писала о том, что порядочные женщины её времени не должны были испытывать по определению.
Режиссёр фильма Кэри Фукунага, чей фильм «Без имени» стал одним из лучших в 2009 году. Его сюжет взят из жизни Мексиканских банд, и он едва ли напомнит вам «Джейн Эйр», но в напряжённой внутренней жизни героев, которые в основном замкнуты внутри самих себя, можно найти некоторое сходство с Рочестером и Джейн. Фукунага –режиссёр с великолепным чувством атмосферы, роскошные пейзажи и интерьеры это заслуга и его оператора в равной степени.
Майкл Фассбендер это ирландский актёр, обладающий несомненным зловещим обаянием. Видели вы «Аквариум» (2010) режиссёра Андреа Арнольд с его участием? Это уже совершенно другой фильм о соблазнителе, который воспользовался неопытностью девочки-подростка.
Миа Васиковска из Австралии, и она сравнительно новичок в кино, но может передать суть своей героини, успешно справляется со своей скованностью. Джуди Денч строга и наблюдательна, какой и должна быть хорошая экономка. Всё остальное это вопрос качественных декораций. Без костюмов, интерьеров, местности, звукового сопровождения, и ветра, и дождя, готическая любовная история не сможет существовать.
PS:
Этот фильм из нашей подборки самых романтических фильмов ко Дню всех влюбленных, мы старались сделать максимально разнообразную и полную подборку, проверяйте :)
[nggallery id=125]