Грозовой перевал \ Wuthering Heights (2011) – режиссёр Андреа Арнольд

постер

Андреа Арнольд можно назвать самым интересным талантливым режиссёром Соединённого Королевства в последний десяток лет. Бывшая телеведущая получила Оскар за свой короткометражный фильм «Оса» в 2005 году, а в следующем дебютировала уже с мощным жёстким триллером «Красная дорога». В 2009 вышла её бытовая драма «Аквариум» с Майклом Фассбендером, получившим ещё больше похвал, что позволило режиссёру выйти на международную арену.

Её третий фильм заставил многих удивиться — «Грозовой перевал» по роману Эмили Бронте пережил не одну экранизацию.

Фильм Грозовой перевал находился в стадии разработки несколько лет, за это время менялось всё — от режиссёров до актёрской команды. Сначала режиссёром был заявлен Джон Мэйбери с Натали Портман в главной роли, потом Эбби Корниш в роли Кэтрин,  Майклом Фассбендером в роли Хитклиффа, затем резкий поворот и вот уже в 2009 году стали поговаривать о Питере Уэббере («Девушка с жемчужной серёжкой») в режиссёрском кресле, с Джеммой Артертон и Эдом Вествиком в главных ролях (Наверняка мы не единственные, кто обрадовались тому, что такой вариант не прошёл!)

грозовой перевал 1938

Но Арнольд постаралась пресечь звёздный маршрут, когда взялась за проект. Она отобрала неизвестных молодых ребят на все ключевые роли. Может быть, здесь решающую роль сыграло желание потрафить вкусам поклонников вампирской саги «Сумерки», у которых «Грозовой перевал» в числе фаворитов?

Были опасения, а не заставит ли такой литературный материал отказаться от того особенного, что Арнольд достигла в предыдущих своих картинах и пойти проторённой дорожкой очередной безвоздушной костюмированной экранизации? К счастью, не произошло ни того ни другого. Возможно, некоторые рьяные сторонники романа засомневаются в каких-то художественных решениях Арнольд, но именно эти детали делают фильм абсолютно успешной и, вероятно, самой бескомпромиссной и радикальной версией. Да, перед нами исторический фильм, но он ничуть не потерял в своей актуальности.

грозовой перевал 2009

Предыдущие экранизации романа Грозовой перевал:

Если вы по какой-то причине не знакомы с предыдущими версиями, которых множество, я привожу здесь несколько самых ярких примеров. Несомненно, лучшей экранизацией считается «Грозовой перевал» 1939 года с Лоуренсом Оливье (32) и Мерл Оберон (28). Затем более или менее удачной можно назвать версию 1970 года с Тимоти Далтоном (36) и Анной Колдер-Маршалл (23). В 1992 году вышел «Грозовой перевал» с Рейфом Файнсом (30) и Джульетт Бинош (28) и получил самую плохую оценку критиков. Например, Леонард Молтин поставил экранизации 1992 года один балл с половиной из четырёх. Об игре Файнса он написал: «Мучение Файнса такое интенсивное, что наступает облегчение, когда его герой, наконец, умирает». Однако именно эта версия снискала любовь миллионов зрителей.

рейф файнс и джульетт бинош

И, наконец, самая последняя экранизация для телевидения состоялась в 2009 году с Томом Харди (32) и Шарлоттой Райли (21). Бросается в глаза арифметическая составляющая в выборе актёров на главную роль. Всем Хитклиффам далеко -далеко за двадцать, да и актрисам в роли Кэтрин Эрншо, за редким исключением, совсем не 18 лет. По сюжету романа Хитклиффа, бездомного мальчика с лицом смуглым как у цыганёнка, мистер Эрншо нашёл на улицах Ливерпуля и попытался обратить его в истинного христианина.

грозовой перевал 2012

Эрншо привозит Хитклиффа в свое поместье под названием Грозовой перевал и здесь, с первого взгляда он влюбляется в дочку Эрншо, Кэти. (Её в фильме играет Кая Скоделарио). Сын Эрншо, Хиндли, возненавидел мальчишку тоже с первого взгляда. Когда старый Эрншо умирает, Хиндли, недавно женившись, получает в наследство ферму и ставит Хитклиффа в положение раба, чтобы предотвратить любые романтические отношения между пареньком и своей сестрой.

Кэтрин - Кая Скоделарио

То, что на главные роли Арнольд взяла практически подростков совсем не уход от романа, а скорее наоборот, возвращение к истокам. В то время из-за болезней, опасностей, связанных с деторождением, мало кто доживал до сорока. Зато другой приём режиссёра кажется гораздо радикальным, я имею в виду чернокожего актёра Джеймса Хоусона в главной роли. Но этот выбор блестяще себя оправдывает.

Хитклифф - Джеймс Хоусон

В версии 2011 года Хитклифф сначала совсем не говорит по-английски, на его спине клеймо и следы побоев, свидетельства его недавнего рабства. Он совсем не вписывается в Йоркширское сообщество, занимая в нём место аутсайдера, что усиливает несправедливо жестокое отношение к нему. Всё это лишь добавляет нашего сочувствия к самому симпатичному Хитклиффу из всех виденных до этого на экране и как-то оправдывает его отвратительные поступки, совершённые до того, как пойдут финальные титры.

Вместе с историей Хитклиффа режиссёр делает Йоркширский ландшафт таким же центральным действующим лицом. Здесь она как никогда далеко ушла  от грязных улиц и муниципальных квартир своих прежних картин. Здесь она бесконечно преданна природе и ландшафту в духе Терренса Малика. Как и «Аквариум» фильм «Грозовой перевал» снят в стандартном 35 мм формате, что срабатывает в данном случае гораздо эффективнее, давая необходимую высоту запечатлеть холмистые склоны и туманные болота, где развивается история.

Ни одна деталь не ускользает от камеры Робби Райана (одна из лучших работ самого уважаемого оператора сегодняшнего дня!), от солнечных лучей в частицах пыли, поднятых стремительным движением, до капли крови, стекающей из подвешенного фазана. Тем, кто не может выносить жестокости в отношении животных, придётся в некоторых местах отводить голову от экрана. Здесь ночь это ночь. Все ночные сцены едва различимы, никакие случайные потоки света не врываются в ночную ткань. В отличие от упомянутого уже Малика, в природе Арнольд кроме благодати присутствует явная жестокость. Именно на болотах происходят зверства, которые вершат некоторые герои.
Посмотреть трейлер к фильму Грозовой Перевал 2011:

Арнольд не изменила своему темпу съёмки. Её стиль узнаешь немедленно — живая ручная камера схватывает все эмоциональные и физические всплески ярости. Монтаж безупречен как всегда, и во второй части фильма встают образы Хитклиффа и Кэтрин в их самые счастливые моменты, в то же время, оригинально сэкономлен рассказ — Хитклифф уходит в болота мальчиком, а возвращается из тумана уже мужчиной.

Кая Скоделарио и  Джеймс Хоусон

Арнольд подтвердила в очередной раз, что умеет открывать таланты. Возможно, Соломон Глев и Шэннон Бир, юные Хитклифф и Кейт, самые лучшие из дебютантов. Они без всяких усилий играют труднейшую линию, рассказывая историю в диапазоне от братской любви к любви, убивающей душу. Кая Скоделарио, возможно, самое узнаваемое лицо в «Грозовом перевале» 2011 года (телесериал «Молокососы», «Луна 2112», «Битва Титанов») и её Кэтрин  настоящее откровение.

Это совсем неслезливая мелодрама, режиссёр выдерживает злой нерв романа, мы ощущаем, что так и должно быть. Фильм невероятно сильный, очень эротичный и наверняка затмит все предыдущие экранизации вместе взятые. Арнольд, возможно, зря использовала в своём фильме песню «Враг» Mumford & Sons,

но остальные 99 процентов экранного времени её «Грозового перевала» это образец того, как правильно адаптировать классику для 21 века.

Премьера фильма «Грозовой перевал» в России состоится 8 марта 2012

3 комментария to Грозовой перевал \ Wuthering Heights (2011) – режиссёр Андреа Арнольд

  1. dorohuncio:

    А мне вот всегда вариант с Файнсом и Бинош нравился больше всех. Мне кажется они были очень убедительны.

    • georgina:

      Очень люблю и Бинош и Файнса и в них есть сумасшедшинка, необходимая для этих двух диких, абсолютно отвязных героев. Но новый фильм заявил претензии на лучшую экранизацию романа, поэтому будем пристрастно судить Арнольд и её адаптацию после выхода на экраны. Тем более, актёры совсем дети. Есть ли в них тот эмоциональный багаж, что у Рейфа и Джульетт? Сомневаюсь.
      Пойдём на премьеру?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *