«Лестница в небо» необыкновенная картина. Мне нравятся сюжеты, где затрагивается потусторонняя тема, где два мира не только соседствуют, но и взаимодействуют – герои перемещаются в пространстве, чтобы доказать свое право на жизнь, а значит, любовь.
Фильм захватывает с первых секунд – летчик пикирующего бомбардировщика выходит на связь с оператором, девушкой Джун, чтобы сказать ей, что жить ему осталось мгновения, что он хочет передать важные слова своей матери.
Он говорит быстро, читает отрывки стихов, успевает расспросить девушку об ее имени, даже адрес узнает. Девушка, дежурный оператор, его последняя связь с миром живых. Она неравнодушна. Она всем сердцем с ним и страдания ее от того, что не может ему помочь, искренни.
Становится абсолютно понятно, что этих людей связала судьба, вечность. Но вот сейчас летчик погибнет, потому что его парашют рваный, самолет горит, а в кабине труп Боба, надежного друга и радиста. Все это знает девушка, она что-то записывает, но ее чувства, вся ее сущность с ним, с незнакомцем, одним из тысяч жертв самой кровавой войны двадцатого века. Но как это возможно? Погубить Питера (Дэвид Нивен) в самом начале истории? О чем же тогда рассказывать? Конечно о любви!
Рассказ вдруг теряет свои яркие краски, такие характерные для всех полотен режиссеров тандема Пауэлл-Прессбургер и переходит в параллельный мир. Туда, где ждут умерших.
И там давно заждался своего друга радист Боб (Роберт Кут).
Этот параллельный мир показан как строгое бюрократическое пространство, с его судами, регистрациями и наказаниями нерадивых служащих, клерков и проводников. Мне на ум сразу приходят мои любимые картины, чем-то схожие с темой «Лестницы в небо». Список читайте внизу поста.
Да, клерки удивлены, что погибший по всем показателям летчик, до сих пор не прибыл на их станцию. Пусть ответит его проводник! Проводник, француз, потерявший голову на гильотине в одну из революций, фривольный, манерный, настоящий модник, отправляется на землю, чтобы вернуть Питера в мир покоя.
И он, конечно, в курсе, что летчик уже в объятиях Джун и совсем не собирается с ней расставаться. Так начинается битва между двумя мирами, живым и мертвым, за Питера Картера. Битва двух систем, куда примешивается политика и национальность. Именно эти два нюанса, выставленные в качестве важных побочных факторов обвинения, самые скучные в динамичном, в принципе, повествовании.Третья часть истории, разбор апелляции Питера судом потустороннего мира, наименее выигрышная. Наверняка такие вопросы, как противостояние Англии и Америки в теме свободы человека и его бОльших возможностей добиться счастья, сильно волновали современников картины. Так как подруга Питера, Джун, является американкой, а сам Питер англичанин, вот и выскочил национальный вопрос. Но мне эта тема показалась какой-то натужной и устаревшей. Особенно в свете сегодняшнего положения вещей, когда между этими странами нет никакого противостояния, наоборот, они слились в обоюдном обожании-ненависти.
Отношения, так романтически родившейся пары, складываются идеально до тех пор, пока не появляется проводник.
И каждое его появление – тяжелое испытание для Питера и мрачные новости, но для зрителя это чудесная комедийная разрядка. Проводнику не чужды романтика и чувственность, он явственно на стороне Питера, жертвы бюрократического потустороннего мира, ибо сам проявил некоторую нерасторопность и позволил своему протеже застрять в двусмысленном положении. Но любовь! Розы! Запахи!
Каждое появление проводника сопровождается для Питера запахом жареного лука, что становится отправной точкой для невролога доктора Фрэнка Ривза (Роджер Ливси) в решении загадочного состояния пациента. К этому времени вокруг Питера сколотилась когорта истинных друзей, где Фрэнк занял самую почетную нишу. Именно он стал главным защитником Питера на судилище в параллельном мире.
Каким образом он попал туда? Традиционно. У всех одна участь.
Подвожу итоги. Смотреть! Великая классика. Убедительная игра всех актеров. Романтическая линия берет за душу, следить за отношениями влюбленных волнительно – смогут ли они выиграть свою битву за любовь или расстанутся навеки. Понравился исторический экскурс в Англию 45-го года, особенно с точки зрения медицины. Интересная картинка деревенской жизни, природы. А увлечения Фрэнка просто потрясают – от игры в настольный теннис до камеры обскура. Был момент, когда мне стало жутко, я даже решила, что Фрэнк злодей экспериментатор и собирается уничтожить Питера физически, отправив того на рискованную операцию на мозге. Понравились роскошные краски всего фильма. А бледный и блеклый другой мир выстроен грандиозно, масштабная лестница в небо как символ перехода из одной ипостаси в другую.
В роли Джун, возлюбленной Питера, выступила актриса Ким Хантер.
Она представлена в моих обзорах на фильмы «Пловец» и «Коломбо: Подходящие улики», а также в драме Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание», она получила Оскара за лучшую женскую роль второго плана, Стеллу. Вивьен Ли получила свой Оскар за роль Бланш Дюбуа.
Рэймонд Мэсси сыграл неприятнейшего полковника Фариана, обвинителя от американской стороны. О нем в обзорах этих фильмов: «Женщина в окне», «Мышьяк и старое кружево».
Роберт Кут (Боб) характерный актер, он запомнился мне по фильмам «Призрак и миссис Мьюр», «Лебедь», «Узник крепости Зенда».
По поводу перевода названия фильма — как никогда согласна с названием «Лестница в небо». Английский вариант A Matter of Life and Death в буквальном переводе как «вопрос жизни и смерти» кажется слишком заезженным. Зато название «лестница в небо» уже заряжено мистикой и символами. Красиво.
Дэвид Нивен у нас на блоге представлен фильмами:
P.S. Решила не писать названия картин, где сюжет связан с взаимодействием параллельных миров. Напишу пост на эту тему. Очень ее люблю и с удовольствием смотрю такие фильмы. А вы?