Я уверена, что фильм «За отдельными столиками» представляет интерес только самым махровым исследователям человеческой натуры или ярым поклонникам таких звёзд как Рита Хейворт, Берт Ланкастер, Дэвид Нивен и Дебора Керр. Столько хороших актёров вместе за работой, это уже интересно. Сам фильм очень смахивает на спектакль, снятый для телевидения. Меня сильно удивило количество номинаций на премию Оскар (пять!) и две победы – Дэвид Нивен и Уэнди Хиллер получили по статуэтке. Мне показалось, что ничего особенного в их игре не было. Хороша игра, не более того. Персонажи, которых они сыграли, не будут терзать меня своим «присутствием», заставляя думать об их дальнейшей судьбе, как это часто бывает после действительно потрясающих образов. Не хуже и не лучше других.
Чем же, всё-таки, меня заинтересовала эта картина? Мне нравится, когда в одном месте сталкивается много людей с разными историями и, как постепенно, из чужих персонажи становятся хорошими знакомыми. В небольшом отеле на берегу океана собралось несколько семей и одиноких людей, чтобы подышать морским воздухом. Вряд ли они рассчитывали завести здесь знакомство. Скорее, это место для хорошо поживших стариков, которые с любопытством поглядывают по сторонам и сплетничают. Две старухи особенно любопытны.
Миссис Белл с дочерью Сибил консервативная особа, задавившая авторитетом свою дочь, старую деву.
Поразительно, как убедительно состарена и изуродована Дебора Керр, а её патологическая робость, боязнь людей и жизни вообще, делают её ещё более отталкивающей. Серая мышь, это про неё. Сибил, как ни странно, выделила из обитателей отеля пожилого майора Поллока (Дэвид Нивен).
Она проводит с ним чуть больше времени, чем требует этикет, слушая его хвастливые рассказы об армейской заграничной жизни. Мать, естественно, против. Она не доверяет майору, считая его мошенником. И это недалеко от правды. У него есть своя тайна. Вот почему он крадётся вдоль стен и ловит посыльного с чужими газетами, чтобы прочитать уголовную хронику. Дело в том, что майор не тот, за кого себя выдаёт.
Есть колоритный Джон Малькольм, сильно пьющий писатель. Берт Ланкастер играет его, рисуя крупными мазками.
Он громкий, имеющий своё мнение. Его не очень любят другие постояльцы, считая его грубым и неотёсанным. Ему на это плевать. Малькольм спит с Пэт, хозяйкой отеля, женщиной среднего возраста, для которой отель больше, чем просто небольшой бизнес.
Она делает всё возможное, чтобы её гости чувствовали себя, как дома. Хорошо отдохнут, приедут ещё. Женщина любит Малькольма со всеми его демонами, а их у него воз и маленькая тележка. Пара собирается оформить отношения официально. Малькольм в порыве хотел объявить об их решении всем, но что-то удержало Пэт, и она попросила его подождать. Вероятно, интуиция её не обманула.
В отель приехала новая гостья. Энн (Рита Хэйворт) сразу стала фокусом внимания всех. Красивая, элегантная, сдержанная.
Что могло её привести в такой отель вовсе не её уровня, женщины из Нью-Йорка, любимицы подиумов и красных дорожек? Когда Малькольм возвращается из пивнушки, где принял свои несколько порций виски, становится ясно, что эти двое отлично знакомы. Взглянули друг на друга и не нужно слов – только искры полетели.
Хэйворт и Ланкастер дали отличный мастер класс по изображению любви-ненависти. Они бывшие супруги, но расстались – то ли из-за его ревности и жестокости, то ли из-за её манипуляций его чувствами. И что там причина, а что следствие, трудно судить.
Но Энн и Джон это точно сиамские близнецы и Пэт, его новой подруге, ничего не выгорит. К счастью, женщина она умная и моментально оценила свои шансы. За что и получила Оскар.
В отеле есть ещё одна парочка, но настолько скучная, что и говорить о них нет смысла.
Персонажи передвигаются из столовой в гостиную или террасу, все сцены практически сняты в павильоне. Столовая олицетворяет психологию людей – все сидят за отдельными столиками, как маленькие островки в океане. Я представила, как здорово было бы их усадить за общий стол с разными яствами и вином. Получилось бы у них закрыться друг от друга газетой? А если включить музыку, отодвинув стол и устроить танцы? Разве была бы такой пришибленной Сибил или майор? Малькольм уж точно бы пустился в джигу, ведь он ирландец. Возможно, и старушки бы встряхнули своими паричками и развлеклись.
Но нет, это лишь фантазия. Отель скучен и холоден, как могила. И обитатели лишь на минутку-другую оживают, чтобы произнести свои реплики, а потом снова в скуку и холод.
Нет, я бы в такой отель больше ни ногой.
Режиссёр Делберт Манн снял такие картины, как «Вернись, моя любовь», «Любовь под вязами», «Марти»