Фильм «Марти» по пьесе Пэдди Чаефски относится к течению в кинематографе под смешным названием «кухонная раковина», то есть, бытописательская натуралистическая история. Он отхватил самые главные премии того года Оскар (Лучший фильм, Лучшая мужская роль, Лучший режиссёр) и Золотую Пальмовую Ветвь в Каннах.
Фильм очень тёплый, рассказывает простую историю, и она оставляет ощущение тихой радости. В ней нет перверсантов, съехавших с катушек психопатов.
В центре повествования добрый милый человек по имени Марти (Эрнест Боргнайм), его надежды и чаяния. Ему 34 года, он работает мясником, далеко не красавец, но его любят даже покупатели, интересуются его делами и, по правде говоря, достали извечным вопросом, когда же он, наконец, женится.
Марти и сам не знает ответа на этот вопрос. Он – итальянец, его братья все переженились и завели детей, а он живёт со своей мамой. Мать просто мечтает женить сыночка, но, как покажут события, угодить ей трудно. Марти пытается завести знакомства с девушками, но его внешность их не привлекает. Он не сорит деньгами, знает цену каждому заработанному доллару, его развлечения ограничиваются киношкой, футболом и местным баром. Изредка он ходит потанцевать. Скорее, подпирать стенку и глазеть на танцующих. Его друг детства, Энджи, такой же невзрачный парень.
В их компании ещё пара-тройка приятелей, достаточно взрослых, но не семейных. Каждые выходные проходят однообразно и скучно. Показателен разговор между мужчинами в доме Марти – они бурно обсуждают крутые детективы Микки Спиллейна, нахваливая главного героя Майка Хаммера и его зубодробительные отношения с женщинами – снял одну, бросил другую, запал на третью. Восхищённое мужское резюме – вот как надо с ними обращаться, а не разводить слюни. Марти в этих разговорах не участвует – он далёк от книг. Тем более, таких книг. Энджи и Марти настолько свыклись со своим холостяцким положением, что особых надежд на его изменение не питают.
Поэтому их поход на танцы это скорее показать матерям, что у них всё, как у всех, и они стараются отыскать своих избранниц. Когда Марти в очередной раз отказали в танце, он вдруг получил экзотическое предложение от незнакомого мужчины. Тот пришёл на танцы с девушкой, которую ему навязали приятели, но встретил здесь свою знакомую и хочет избавиться от «уродины». Готов заплатить за это мероприятие пять баксов. Марти возмутила такая наглость. Как можно прийти в клуб с девушкой и бросить её? Парень ничуть не смутился и тут же нашёл замену. Марти пошёл посмотреть, чем кончится такой обмен. Девушка, вовсе не уродина, слушала в глубоком смятении своего партнёра, а затем убежала в слезах на веранду. Марти подошёл к ней и пригласил танцевать.
Девушка разрыдалась. Так началось это случайное знакомство, постепенно перерастающее в нечто большее – взаимопонимание, интерес друг к другу и симпатию.
Бетси Блэр в роли Клары просто прелесть. Не пойму, почему её несколько человек назвали «уродиной». В неё столько внутреннего света, спокойствия и достоинства, что выделает мгновенно её из толпы.
Потанцевав, пара отправилась в бар, где не могла наговориться. За несколько часов Клара и Марти рассказали друг другу всю свою жизнь. И даже планы. Марти собирается выкупить мясной магазинчик у своего хозяина, а Клара боится оставить родителей, чтобы уехать на другой конец города, чтобы руководить научным отделом. В этот же вечер состоялось знакомство Клары с матерью Марти.
Мать тут же поделилась драматической историей своей сестры, которая не может ужиться с невесткой. На что Клара искренне говорит, что нельзя родителям вечно цепляться за детей, что надо жить раздельно. Тут же вся симпатия к девушке улетучивается. Как жить раздельно? Вдали от моего сыночка? Да что эта девушка понимает? Учёная? Закончила университет? Да она в шаге от панели. И некрасивая. Просто уродка. У Мартина от счастья кружится голова, а мать выливает на эту голову ледяную воду. Нет, девушку сюда не води. Она мне не нравится. Не итальянка.
Затем Энджи добавляет холодный душ. Ему тоже не нравится девушка. Брось её. Пойдём болтаться с нами. Что будем делать в выходные? Пойдём слоняться.
И Марти сгибается под напором окружения. Он весь в сомнениях. А ведь ещё недавно сомнений не было. Мысленно с Кларой уже связал свою жизнь. Как тонко актёр передаёт душевный раздрай своего героя, его метания. Остаться в прежней заезженной колее или отбросить всё в сторону и начать новую страницу?
Режиссёр Делберт Манн снял такие фильмы, как «Любовь под вязами», «Вернись, моя любовь»