«Пловец», в основе которого рассказ Джона Чивера, странный и сюрреалистический фильм о возвращении к себе. В этом он мне кажется похожим на «Сердце Ангела». Человек проходит через людей и события, чтобы в финале сделать жуткое открытие. Если путешествие Ангела затянулось по времени, то пловцу, Неду Мериллу, хватило дня и десяти бассейнов.
Именно столько он переплыл бассейнов друзей (один общественный) и прошагал через их лужайки, чтобы очутиться в своём любимом доме.
Его детское стремление прийти такой дорогой домой увенчалось страданием. Его путь, его встречи и постепенное узнавание этого человека под щемящую музыку самого именитого американского композитора Марвина Хэмлиша, находится в центре психологически тревожного и грустного «Пловца». Фильм начинается с того, что кто-то бежит, несётся по дикой природе, через лужи, траву, наступая на грибы и цветы, распугивая мелких животных и поднимая в воздух пугливых птиц. Потом бегущий падает в голубую гладь бассейна и выходит на берег поместья, где его радостно приветствуют. Наконец, мы видим этого пловца, Неда Мерилла.
На нём ничего, кроме трусов, он в великолепной форме, атлет, поджарый, загорелый. Тело молодого человека (Берту Ланкастеру 55!) Кажется, супруги рады его появлению. Они рассказывают ему, как накануне провели субботу, типично напились. У них нет желания окунуться в воду. Нет, нет, только не это. Из обмена репликами понимаешь, что Нед отсутствовал какое-то время, что он решил «плыть» к себе домой, через бассейны друзей и знакомых, переплыть всю территорию. Так начинается эта странная одиссея странного человека.
Фильм замечательно и красиво выстроен. С каждым новым бассейном добавляются черты не только к портрету самого Неда, но и людям его круга, куда заказан вход неудачникам. Мы видим самодовольных, постоянно пьющих собственников роскошных домов с бассейнами и ухоженными газонами, их джентльменский набор, с которым они становятся своими в таком районе. Американская воплощённая мечта. С самого начала Нед предстаёт своим парнем среди них. Он желанный гость, они ему рады, задают одни и те же вопросы о его жене Люсинде и дочках. Ответ всегда один – дочки играют в теннис, жена работает. При этом у него странно пустое лицо, словно он отвечает дежурно, не задумываясь. Он будто отстранён, находится в своих мыслях.
Вскоре начинаются маленькие открытия – реакция владельцев бассейнов не всегда дружественная, а Нед далеко не респектабельный и всеми любимый гость. Что-то странное творится с его психикой. Он словно бы застрял в прошлом. Люди переглядываются, обрывают свои вопросы на полуслове.
Зрителю приходится самому складывать пазл, чтобы получить всю картину, весь портрет, всё полотно. Каждая встреча для Неда как взгляд в зеркало, откуда на него смотрит чужое лицо, которое он не узнаёт. Начав своё путешествие в жаркий летний день уверенным и довольным собой пловцом, он постепенно теряет слой за слоем свои защитные оболочки, и предстаёт неверный муж, себялюбивый эгоист, пустивший все деньги на ветер.
Выясняется, что он должен многим приятелям, и они до сих пор ждут возврата долгов. Ему припоминают его роскошные покупки эксклюзивных продуктов, предательство друзей. Хуже всего он обошёлся с Ширли ((Ширли), она до сих пор не может забыть обиду.
Неприятна встреча с Джули, двадцатилетней девушкой, подрабатывавшей няней у его дочек. Джули рассказывает Неду, как была в него влюблена, он выспрашивает у неё подробности и готов вступить с нею в связь, не оттолкни она его.
Чем ближе к дому, тем плачевнее становится пловец. Даже природа ополчается против него. Становится холодно, а вода в бассейнах не освежает, а морозит. Нед уже сутулится, скручивается, словно начинает осознавать, что его ждёт. В нём растёт растерянность от непонимания, что происходит с ним. Сцена с маленьким мальчиком, брошенным родителями на попечение служанки, очень символична. Нед и мальчик сидят у пустого бассейна, и мужчина находит правильные слова, чтобы взбодрить ребёнка.
В этой сцене Нед кажется идеальным отцом, каким он и старается показаться мальчику: «Приходи к нам играть. Будешь кататься на велосипеде с девочками. Играть в теннис». Девочки, дочки, в красных шапочках и гольфиках. И тележка, которую он сам сделал и катал своих девчонок. Идиллия. Да так ли это?
Берт Ланкастер великолепен в роли застрявшего в собственных фантазиях человека. Роль очень сложная – требовалось как можно дольше сдерживать свою суть, мрачную сторону правды. Конечно, свита делает короля, и ему помогают все актёры второго плана. Но «Пловец» — картина исключительно Ланкастера, его триумф.
Читайте рецензии на фильмы с участием Берта Ланкастера:
«Трапеция»
«Убийцы».