Сладкий запах успеха \ Sweet Smell of Success (1957) – реж. Александр Маккендрик

«Сладкий запах успеха» – поразительный по воздействию фильм. В нём главные персонажи это злодеи в кубе, они отвратительны в своём стремлении к власти. Один уже управляет миллионами людей, поскольку ведёт колонку в самой популярной газете и может размазать в ней политика любого ранга, а другой пока у него на побегушках, но готов отгрызть свой кусок пирога.

Берт Ланкастер и Тони Кёртис великолепны в создании своих мерзких героев, они вызывают полную антипатию, а потому со своей задачей справились блестяще. Картина ничуть не устарела, смотрится на ура и отлично противостоит той, что я посмотрела на днях – «Близко к сердцу», беззубой и умиротворяющей.

Джей Джей Хансекер (Берт Ланкастер) блестящий колумнист.

Он вхож во все властные кабинеты, его боятся сенаторы и будущие кандидаты в президенты. У него целая свора собирателей информации и друзья в полиции, готовые выполнить любую грязную работу, только свистни. Он действительно король самой скандальной прессы и решает, кого и с каким материалом печатать. Кажется, он неуязвим, но у него, всё-таки, имеется ахиллесова пята, его сестра Сьюзэн (Сьюзэн Харрисон).

Она влюбилась в джазиста Далласа, а парень пришёлся не по вкусу Хансекеру.

На него многие годы работает Сидни Фалько (Тони Кёртис). Вроде бы они даже друзья. Но странные это отношения. Я бы назвала их скорее рабскими. Один приказывает, другой выполняет приказы.

Не выполнишь – наказание. Основное задание Фалько провалил – он не смог разлучить Сьюзэн с её гитаристом. Более того, отношения двигаются в сторону законного оформления. Сьюзэн робкая, покорная, слова брата для неё закон. Неясна предыстория событий, почему брат так помыкает сестрой, что случилось с их родителями. Порой отношение брата к сестре кажется чересчур нежным. Но, вероятно, я испорчена безнравственным временем и мне мерещится всякое.

Почему парень Сьюзэн вызывает такое неприятие у Хансекера, это тоже осталось за кадром. Он вообще против любых мужчин в жизни сестры или просто хочет для неё богатого парнишку? Даллас – принципиальный и прямой человек. Он и его наставник Фрэнк самые положительные люди в этой истории. Даллас (Мартин Милнер) не трусит перед влиятельным братом девушки, а говорит ему в лицо, какого он мнения о его делишках.

Несмотря на то, что влюблённые договорились пожениться, Сьюзэн отказывается от Далласа под напором брата. Она инстинктивно чувствует угрозу его жизни, уверена, что брат не остановится ни перед чем. Отказаться, значит спасти жизнь любимому. Только её брату этого мало. Он хочет отомстить за унижение в присутствии многих людей, ставшими свидетелями обвинений Далласа. Хансекер приказывает Фалько скомпрометировать парня так, чтобы убрать его с глаз долой. Например, в тюрьму и надолго. Фалько подбрасывает наркотики в пальто гитаристу. Знакомые полицейские избивают парня так, что он попадает в реанимацию. Сьюзэн пытается покончить собой.

Чего в результате добился безжалостный и беспощадный журналист Хансекер? Сестра, всё-таки, уходит к своему любимому, а его удел выглядывать в окно, где перед ним расстилаются самые дорогие улицы Нью-Йорка, где он полновластный господин.

К такому же уделу приплыл и его подмастерье Фалько. Он, как червяк пресмыкался перед своим хозяином, чтобы быть отброшенным его ногой. Уж как он ни старался, как ни угождал Хансекеру, желая попасть в элиту пишущего люда, тот не простил ему провала с романтическим увлечением сестры.

А ведь казалось бы, при чём здесь сестра? Разве не следовало оценить литературные способности Сидни Фалько, а не его лизоблюдство? Но Хансекер не литературный гений. Его задача страшная – разбить жизнь людей, уничтожить их, опубликовав фельетон. Он прикрывается пафосными словами о том, что заботится о читателях, коих миллион, и гордится, что они живут в самой демократичной стране мира. Не правда ли звучит очень современно? Только вот сам он аморальный насквозь и поступки его не выносят критики.

На таком фоне выглядит почти героем его конкурент, редактор другой газеты Лео Барта, который отвечает на прямой шантаж вызовом. Лучше конфликт с женой, чем сидеть на крючке у таких негодяев, как Фалько и Хансекер.

Тони Кёртис и Берт Ланкастер уже играли друзей соперников в замечательной картине «Трапеция». В картине «Список Эдриана Мессенджера» они вместе только в титрах. Прочитайте, поймёте, почему.

Не могу не сказать, насколько красиво снят Нью-Йорк. Завораживающая нуарная картинка так и стоит перед глазами.

И очень хороша и к месту музыка Элмера Бернстайна.

Фильм «Сладкий запах успеха» о том, как порой дурманит голову сладкий аромат, но человеку лучше держаться от него подальше.

Режиссёр Александр Маккендрик снял фильм «Не гони волну» с Тони Кёртисом. Я планирую посмотреть ещё два его фильма, как минимум, «Мэнди» и «Убийцы леди».

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *