Список Эдриана Мессенджера \ The List of Adrian Messenger (1963) – реж. Джон Хьюстон

Продолжаю смотреть фильмы, созданные великим американским режиссёром Джоном Хьюстоном. Захотелось посмотреть триллер «Список Эдриана Мессенджера» не только из-за его режиссуры, но и больших имён, таких как Кирк Дуглас, Берт Ланкастер, Роберт Митчем, Тони Кёртис и Фрэнк Синатра. Согласитесь, редко можно встретить такое созвездие в одном проекте.

К сожалению, их имена всего лишь приманка, и они, кроме Кирка Дугласа, вообще не играли в картине. Вместо них появлялись загримированные под них актёры. Такой хитрый приём имеет и свою негативную сторону – сидишь и гадаешь, где кто, что неважно сказывается на восприятии истории. Надо также признать, что я не ощутила привычной страстности и заинтересованности режиссёра в своём повествовании. Словно история катится сама по себе, начавшись горячо и интригующе, она как-то всё остывает и остывает. А когда сцена охоты повторяется дважды, то начинаешь думать, не уснул ли там, у камеры, режиссёр.

По ходу картины у меня появилась идея, что историю следовало поместить в другие исторические интерьеры, Викторианскую или Эдвардианскую эпоху, к примеру. Мне кажется, это придало бы картине особый мистический флёр. Взорванный самолёт и пущенный под откос поезд только сделали серийного убийцу каким-то злодеем из комикса, начисто лишив его жизненности. Да и вся его смертельная миссия проходит под знаком Марвел. Убрать без зазрения совести 11 человек (плюс пассажиры самолёта и поезда!), при этом всё время меняя внешность, это что-то и вправду запредельное. Грим на лице многогранного Кирка Дугласа виден за версту.

Конечно, актёр развлекался от души, исполняя несколько ролей сразу, но эта его радость вылилась в буффонадный образ, ничуть не пугая и не страша. Он играет этакого супермена, готового за наследство уложить полмира. Против него работает тяжёлая артиллерия в лице бывшего разведчика Гетрина (Джордж К. Скотт) и его помощника, француза Ле Борга (Жак Ру).

Эта парочка напоминает тандем Холмса и Ватсона. Вот почему вся история прямо просится в другое время – прочь из ревущих 60-х. Мужчины в «Списке Эдриана Мессенджера» даже одеты по моде того века, по крайней мере, котелки, трости, фраки – всё это пускает по ложному историческому следу, вызывая бесконечные ассоциации. Опять же, отвлекая.

Но, может, так и было хитро задумано, чтобы зритель не принюхивался и не присматривался к странному детективу\триллеру, где Гентри\Холмс всё время на шаг сзади убийцы, всё время приплывает к шапочному разбору. Дело сделано – заверните труп, плз.

Фильм переполнен персонажами, за некоторыми не уследить, как ни старайся. Вдруг, откуда ни возьмись, выпрыгнула романтическая история – Ле Борг (Ватсон) влюбился всем своим французским сердцем в подругу детства Гетрина, Джослин.

Именно к ней ведут все дорожки злодея Брума. Когда персонаж Кирка Дугласа появляется во время охоты на лис, он уже избавился от грима предыдущих двух старцев и явился во всей красе, чтобы обаять хозяйку огромного поместья, убить наследника, её сына подростка, и предъявить права на движимое и недвижимое. Вот как раз в последней части фильма начинают проявляться элементы триллера.

К несчастью, развернуться уже некогда, пора сворачивать спектакль. Да и мне понятно, что партия проиграна, в третий раз убийцу не упустят – Гетрин и Ле Борг следят за каждым шагом красавца. О красавце – это шутка. Дуглас старший на редкость некрасивый актёр. Вот Тони Кёртис, вместо того, чтобы крутить нелепую шарманку и изображать из себя уличного попрошайку, сыграл бы Брума. Вот тогда я бы поверила в его неотвратимую обольстительность. Для каждого из заявленных знаменитостей в фильме появилась маленькая сценка с «их» участием. Некоторые сцены довольно нелепы и пришиты белыми нитками. Например, вдруг из тумана является Цыган с лошадью, раскрашенный в пух и прах с серьгой в ухе.

Оказалось, это Фрэнк Синатра собственной персоной. О Шарманщике я уже сказала.

Берт Ланкастер был в образе протестующего против убийства лис в сценах охоты. Роберт Митчем – одна из жертв Кирка Дугласа, Слэттери. Все эти звёзды появляются ровно после того, как заканчивается фильм, останавливают финал и начинают снимать свои силиконовые маски. Сцены не из приятных, но тогда, по-видимому, это казалось гениальной находкой, диковинкой.

Итак, что припасла к заключению… Джон Хьюстон подустал. Не узнаю его твёрдую руку в этом произведении. Не потряс меня, как в своих прежних картинах, о которых я написала ворох восторженных рецензий. Я не разочарована. Понимаю, что у каждого творца бывают маленькие неудачи. Меня ждут другие его творения, например, «Асфальтовые джунгли», «Человек, который хотел быть королём» и «Сокровища Сьерра Мадре».

Читайте рецензии на фильмы Джона Хьюстона:

Восхитительная династия Хьюстон

Умершие

Честь семьи Прицци

У подножия вулкана

Ночь игуаны

Мальтийский сокол

Африканская королева

Бог знает, мистер Аллисон

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *