Честь семьи Прицци \ Prizzi’s Honor (1985) – реж. Джон Хьюстон

Продолжаю смотреть фильмы режиссёра Джона Хьюстона, и наступила очередь «Семьи Прицци». Как можно обойти картину с такими звёздами, как Джек Николсон, Кэтлин Тёрнер и дочерью режиссёра, Анжеликой Хьюстон, которая получила Оскара за роль коварной и мстительной Мэйроуз?

Я не очень много посмотрела гангстерских фильмов за свою жизнь — «Крёстный отец», «Однажды в Америке», «Неприкасаемые», «Клуб «Коттон», «Несколько хороших парней», «Человек со шрамом» — вот и всё вроде бы. Но картина «Честь семьи Прицци» стоит особняком.

Восьмидесятилетний режиссёр снял такую стильную гангстерскую чёрную комедию, где высмеял все клише этого жанра, что картина смотрится как приятный поход в оперу с хорошими декорациями и чистыми голосами. Музыки в картине много, классической музыки – Доницетти, Россини, Пуччини, и она часто вступает в конфликт с событиями, чтобы зритель не очень-то расслаблялся. Роскошная картинка с насыщенными цветами, красивая одежда персонажей, даже жёлтый пиджак у Николсона, который хвалит Айрин (Кэтлин Тёрнер) – его купила Анжелика своему Джеку.

История разворачивается в Бруклине на фоне 50-х, где семью Прицци начинают теснить конкуренты. Дон Коррадо Прицци (Уильям Хикки) похож на Дракулу больше, чем на итальянского мафиози, он весь синевато-зелёный, будто поднялся только что из гроба.

Но он твёрдой рукой управляет своим семейством, где кроме его сыновей, Доменика и Эдуарда, есть ещё и Чарли Партанна, выполняющий в их семье функции ликвидатора.

Джек Николсон подаёт своего Чарли туповатым и медлительным, он полноват, у него странно вздёрнута губа, и он словно цедит свои слова сквозь ситечко — всё это так веселит и делает Чарли обманчиво добродушным и милым.

Его знакомство с женщиной в лавандовом платье на свадьбе какой-то там десятой племянницы, вызвало в нём невиданную доселе эмоциональную бурю. Дальше всё как в романтической сказке – поиск убежавшей Золушки. И здесь вовсе нельзя подходить к персонажам с мерками из других гангстерских фильмов. К примеру, как это чужачка могла войти в семью Прицци, кто позволил Чарли на ней жениться? Кроме того, сам Чарли куда смотрел, когда делал свои ужасные открытия, доставая скелеты из шкафа Айрин один за другим? Все эти спекуляции надо просто отложить в долгий ящик и следовать за историей, которая к этому моменту стала любовным треугольником.

Влюбившись в сногсшибательную Айрин и потеряв голову, он не нашёл ничего умнее, как обратиться к Мэйроуз Прицци, изгою и бывшей любовнице. Он и думать не думал, что Мэйроуз продолжает его любить и его признание в любви к другой женщине это острый нож в её сердце.

Получив от неё фальшивое напутствие жениться, Чарли со спокойным сердцем решается на женитьбу на очень сомнительной во всех отношениях партнёрше. Сомнительной с точки зрения мафии, но в остальном они великолепная пара – оба убийцы, у которых рука не дрогнет, оба жадные до денег. Возможно, именно этот аспект и затуманил обоим мозг. Правда, у Чарли вряд ли что-то можно туманить, поскольку соображает плохо, но Айрин меня удивила.

Её предупредил не только Чарли, что Прицци из-за денег детей своих не пощадят, но и Макс, бывший муж, сказал ровно это, когда она присвоила денежки мафиозного клана. Айрин сыграна так ярко и свежо, словно сошла со страниц романа, написанного Джоан Уайлдер в картине «Роман с камнем». Не прошло и года, а Кэтлин Тёрнер уже в топе голливудских актрис.

На роль наёмной убийцы Айрин пробовались десятки звёзд, но обладательница красивых ног и лучезарной улыбки обошла всех и стала отличной парой Николсону, у которого в конкурентах был Аль Пачино.

Утверждается, что Николсон набрал килограммов двадцать, чтобы сыграть своего тугодума Чарли. Не особенно понимаю, что это добавляет его характеру, но мне нравится, как исполнена роль. Нет привычного зловещего взгляда исподлобья, такого типичного для этого актёра. Он выглядит расслабленным, спокойным и доброжелательным.

Анжелика Хьюстон великолепна в роли ревнивой мстительницы. Как же искусно она издевается над своим отцом и крутит дедом, которым кажется, что это они вершат правосудие. Насколько она умнее всех вместе взятых, если не только вернулась в семью, испив чашу позора, но вернулась триумфатором, посрамив всех и вся.

Не удивлюсь, что она и дальше будет заправлять всеми махинациями клана, а Чарли будет работать на побегушках, исполняя её желания.

Итак, мой вердикт – картина сделана свежо и новаторски. Несмотря на кровь и трупы, понимаешь, что это просто опера. Занавес опустится, но музыка ещё долго будет звучать и напоминать о себе. И будет звучать вопрос «Как получилось, что Айрин промахнулась, стреляя в Чарли?»

Читайте эти статьи:

Восхитительная династия Хьюстон

Энн Хэтэуэй — главная ведьма Роберта Земекиса

Почтальон всегда звонит дважды

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *