Однажды в Америке \ Once Upon a Time in America (1984) – режиссёр Серджио Леоне

Серджио Леоне словно вознамерился настроить против себя всех своих поклонников – его фильм «Однажды в Америке» безумно длинный, почти четыре часа (режиссёрская версия на час длиннее), его трудно смотреть даже дома, сидя на диване. Он переполнен кровавыми сценами, история развивается нелинейно, постоянно перемещаясь из настоящего в прошлое. Картина кажется рваной, то ли намеренно, то ли из-за варварского монтажа.

Но если преданно войти в замысел великого творца, то результат буквально прошибёт и возвращение к фильму гарантировано. Я смотрела фильм трижды и уверена, что счёт продолжится, настолько это прекрасный, проникающий под самую кожу, заставляющий работать мозг, эксперимент.
Если кратко, то фильм «Однажды в Америке» рассказывает историю сбившихся в банду друзей. На дворе 1933 год, сухой закон, Бруклинское гетто, чтобы выжить, надо под кого-то лечь.

Отсидев в тюрьме за убийство полицейского, Лапша (Роберт Де Ниро) возвращается в команду, которая явно процветает – кровь оплачивается дорого.

Макс (Джеймс Вудс) – лидер банды и его действия не находят отклика у Лапши, который готов работать мелко, но безопасно. Всю эту информацию мы узнаём в воспоминаниях постаревшего Лапши, который тридцать пять лет скрывался в Бостоне после гибели всех своих друзей в нелепом пожаре.

Получив приглашение от неизвестного доброжелателя приехать в Нью-Йорк, он идёт буквально по следам своей страшной жизни и приходит к развязке, устроенной человеком, которого он меньше всего надеялся встретить живым.
Сравнение с другими картинами постоянно напрашивается, особенно с «Крёстным отцом» (кстати, именно Серджо Леоне было предложено снимать эту франшизу), а также «Лицом со шрамом» или гангстерской драмой Мартина Скорсезе «Славные парни». Однако вряд ли после просмотра «Однажды в Америке» у вас появится хоть капля сочувствия к кому-то из персонажей. Почему-то мне вспомнилась реплика из нашего шедевра «Джентльмены удачи» — «Украл, выпил, в тюрьму. Романтика».

Леоне подаёт своих героев как зарвавшихся подростков, жадных, жестоких, помешанных на сексе, власти и деньгах. Без всякого морализаторства они предстают как продукт жестокого времени и места. Их занятие кровавым бизнесом неизбежно как дождливая осенняя погода. Наблюдая за продажными полицейскими, членами других банд, жизнью собственных родителей, погрязших в нищете, они выбирают путь, где иметь будут они, а не их.

Once-Upon-a-Time-in-America-5787_11

История горькой любви Лапши и Деборы и отвратительный финал этих отношений, оставляют неприятный осадок. А Лапша, который до этого казался самым вменяемым (несмотря на пристрастие к опиуму!) из всей шайки-лейки, становится плоть от плоти банды.

Фильм «Однажды в Америке» просто роскошный, пиршество для глаз во всех отношениях. Он источает удивительно узнаваемую (по книгам) атмосферу 30-х. Проникновенная музыка Эннио Морриконе делает каждую сцену физически наполненной. Здесь и горечь, и мечтательность, и ностальгия. И редко встретишь подобное в сегодняшнем кино.

Актёрский ансамбль бесподобен – Джеймс Вудс в роли Макса завораживает. Его герой живёт под девизом «Или всё, или ничего». По дороге из бандитов в самые высокие эшелоны власти Макс не гнушается ничем, даже предательством самых близких людей. Чтобы осознать, что деньги и власть – тлен, Максу понадобилась целая жизнь.

Роберту Де Ниро не привыкать играть бандитов, но он всегда находит уникальные краски для каждого персонажа. Его Лапша на закате лет понял о жизни много, но главный сюрприз приготовил ему лучший друг и любимая женщина. Лапша распрощался со своей отмороженной юностью и большую часть жизни он прожил на скудном пайке, возможно, замаливая грехи за смерть друзей.

Надо сказать, что именно воспоминания Лапши, его путешествие в Бруклин 30-х, самые восхитительные моменты картины «Однажды в Америке». Здесь и подробный уклад еврейских кланов, торговля, отношения между жильцами и очень красивая девочка Дебора, балерина, будущая актриса. Поражает, как точно подобрана юная Дебора (Дженнифер Коннелли), полная иллюзия, что на наших глазах взрослеет и стареет актриса Элизабет Макговерн.

Перечислять можно всю изумительную актёрскую команду – гадкий манипулятор Джо Пеши, продажный насквозь полицейский Дэнни Айелло (Очарованные луной). Но дети просто всех переиграли, особенно малыш Багси, расстрелянный соперничающей бандой на самом взлёте.

Уж он-то, останься в живых, перещеголял бы всех сразу, и Макса, и Лапшу…

22 комментария to Однажды в Америке \ Once Upon a Time in America (1984) – режиссёр Серджио Леоне

  1. Евгения:

    Браво, Наташа! Я смотрела «Однажды в Америке» два раза, и оба раза не могла оторваться, хоть фильм и длинный. Правда, ещё раз посмотреть захочется не скоро. Сцена насилия Деборы в такси -просто отвратительный контраст после сказочного ужина с видом на ночные огни. Such as life

    • georgina:

      Женя, ты заметила эту сцену, а я пропустила её в посте. Действительно, такой дикий, страшный контраст. Ресторан, оркестр, лужайка, непомерная роскошь — всё напоминает Великого Гэтсби, да и время почти то же. Ты представляешь, как мог бы Серджио Леоне снять Унесённых ветром?
      https://yaokino.ru/sergio-leone-ne-yspel-snjat-film-o-blokade-leningrada
      Мне кажется, это был бы шедевр, на его версию я согласна заранее…

      • Евгения:

        Да, Серджио Леоне — один из величайших мастеров, и его было очень и очень мало, но это мало врезается в память навсегда.

  2. Tim:

    Начал смотреть.

    • AlexSandra:

      Завидую Вам. Любимые фильмы пересматриваю много раз, и этот не исключение, каждый раз открывая для себя что-то новое. Но самый первый просмотр—самый лучший.

    • AlexSandra:

      Дорогая Georgina! Повторяюсь уже в который раз—спасибо за замечательный пост.
      Без сомнения, это один из самых замечательных фильмов.
      А экранизация «Унесённых ветром» Леоне наверняка была бы лучше существующей. Пусть меня закидают тапками, но фильм 1938 г. стал разочарованием.

      • georgina:

        «Унесённые ветром» просто ужасно устарел, не пережил испытание временем, актёры слишком театральны, наигранны. Вивьен Ли вообще не моя актриса и слишком худая для роли Скарлетт. Ужасно старый Эшли (Лесли Говард) — ему почти 50, а Кларк Гейбл (Рэтт) хоть и моложе, но выглядит безобразно, похож на пропитого насквозь алкаша. Честно говоря, этот пафосный фильм, просто бесит… Самое главное, между актёрами нет никакой химии, в их отношения не верю…

        • AlexSandra:

          Согласна! Смотрела в своё время документальный фильм о съёмках—показывали фото претенденток на роль Скарлетт. Все одинаковые, как близняшки, почему именно Вивьен Ли-непонятно. Лесли Говард ужасен, Кларк Гейбл—набриолиненый котяра однозначно с алкогольной зависимостью. И Оливия де Хэвиленд не похожа на 17-летнюю Мелани. Все переигрывают, даже Мамушка.
          Не повезло книге с экранизацией.

  3. georgina:

    Саша, почитали бы американцы, как мы поливаем их национальное достояние, их бы кондрашка хватила.

    • AlexSandra:

      Это нас от их «национальных достояний», включая президента и госпожу Псаки, кондрашка хватит.
      Ведь у Леоне ТОЖЕ нет Оскара.

  4. georgina:

    Тим, где же Вы? Досмотрели фильм? А делиться впечатлениями?

    • Tim:

      Досмотрел пока до половины ) Неплохо.
      Но парень, который играет молодого ДеНиро — никакой.
      И на бабу, которая играет взрослую Дженифер Коннели — без слез смотреть нельзя. Зная, как выглядит взрослая Коннели. )

      • georgina:

        Да, он немного вялый, а женщинам там и играть-то нечего — акцент на мужчинах-шовинистах, да и время такое — женщины в тени…

        • Tim:

          Время сыграло с фильмом шутку: девочка, которую взяли на роль главной героини выросла в знаменитую актрису и шикарную женщину. Возникает жуткий диссонанс, когда видишь, в какую посредственную особу превратилась эта девочка в фильме, и в кого она на самом деле выросла, и как сильно актриса из фильма проигрывает настоящей Дженифер Коннели во всем.

        • Tim:

          > да и время такое — женщины в тени…
          Досмотрел. Не знаю, думаю, не стоит по этому фильму судить о времени. Фильм о бандитах и их шлюхах. Как обычно, бандиты в американском кино представлены гламурно. Но я бы не велся на эту обманку. Фильм про отбросы общества, про мразей.

          И, если Серджио Леоне мог бы лучше снять «Унесенных ветром», я бы тогда предположил, что Станислав Говорухин ГОРАЗДО лучше бы снял «Однажды в Америке» — у него бандиты с их прошмандовками и малиной хотя бы были похожи на настоящий бандитов, а не на этот вымученный олитературенный гламур.

          Касательно сцены насилия над Деброй.. Хм.. В этот момент я почувствовал удовлетворение. Бандюган все правильно сделал. Хотя и эта сцена выполнена слишком кинематографично. В реальности, думаю, все было бы гораздо гаже.

          Посудите сами — Дебра дает понять, что испытывает «высокие» чувства к герою ДеНиро, напрашивается на этот романтический ужин, разводит ДеНиро, и когда тот признается ей в своих чувствах — как обухом — заявляет, что не желает его.
          Зачем она это все устроила? Это поступок достойный прошмандовки, коей она и оказалась, выйдя потом за другого бандюгана (Макса).
          Зачем бандитская подстилка строила из себя этакую утонченную особу, которой, якобы, герой ДеНиро не достоит, потому что он — бандюган, а он — вся такая — из бомонда?
          Очень отвратительная роль, и актриса достаточно неприятная — хорошо под эту роль подходит.

          Герой ДеНиро все правильно сделал, использовал ее и бросил. И будущее не разочаровало — это все, чего она стоила.

          В фильме не положительных героев, они все отвратительны. И вот этот налет романтики на них — это не есть плюс. Возможно, это дань стилю, в котором снимали в 70-х, но это не приближает фильм к реальности, так любимой режиссерами современности.

          А вот Говорухин в 79-м снял такое кино, что до сих пор можно смотреть не пересмотреть — ибо оно настоящее, правдивое.

          Имхо, фильм сильно уступает таким «Крестному отцу», «Человеку со шрамом», «Путь Карлито» или «Место встречи изменить нельзя». Один раз посмотреть интересно, но, имхо, пересматривать не тянет.

          • Noodles slow stir:

            Вы смотрел фильм? или у вас есть личные проблемы с женщинами? )) он ее не использовал и был не в порядке после изнасилования.
            он лечил себя опиумом и стал наркоманом. выбрать проститутку, которую он назвал Деборой, и весь фильм о том, как он любил ее и как ему было жаль. damm он только проявляет эмоции по отношению к ней и в этом «изнасиловании» он проявляет какие-то эмоции по отношению к своей сексуальной партнерше, нежно целует и ласкает ее. он помчался на вокзал на следующий день. как люди смотрят этот фильм и до сих пор пишут такие эрес
            p.s. Фильм не о гангстерах, настоящие гангстеры не насилуют отвергнувших их подруг. они идут дальше и тра*ают подруг своей девушки

  5. georgina:

    Никакого налёта романтики нет и в помине! Абсолютно отстранённый взгляд на этих бандитов. Поэтому я и отметила в посте «Однако вряд ли после просмотра «Однажды в Америке» у вас появится хоть капля сочувствия к кому-то из персонажей». Если бы он восхищался своими героями, то и у нас появилась жалость к его персонажам. Вот как раз в «Крёстном отце» есть эта симпатия и сочувствие. А Дебора не была шлюхой, она и была романтической натурой, и от него не ожидала насилия, идеализировала его. Макговерн — великолепная актриса, очень глубокая, но ей нечего там играть. Не будем обсуждать, кто лучше из них — у каждого свои герои.

    • Tim:

      Мое имхо — ваш комментарий как раз показывает обратное. Дебора решила поиграть в игру с грязным рэкетиром и убийцей. И она получила заслуженную награду.
      И Сержио Леоне молодец, что показал, чем это дразнение тигра закончилось. Но показал это так, что к Деборе возникает сочувствие — то есть приукрасил.

  6. AlexSandra:

    Не понимаю,как про сцену насилия над женщиной можно сказать:»В этот момент я почувствовал удовлетворение. Бандюган все правильно сделал.»
    Не ожидала. Коробит просто от такой «оценки».

    • georgina:

      именно так, не ожидала от Тима такой реакции, неприятно вдвойне…

      • Tim:

        Ваша реакция зато, меня не удивляет. Вы видите сказку там, где ее нет. Но я просто констатирую, без желания завязать спор или еще что-то.
        Впрочем, меня это натолкнуло написать рецензию про один действительно стоящий фильм о бандитах.

        • Tim:

          PS. Я просто помню наши 90-е и через это смотрю на такие фильмы несколько иначе и вижу другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *