Вы только представьте, что если бы не Шер, то Николас Кейдж никогда не сыграл бы в фильме «Очарованные луной». И вряд ли бы фильм стал таким романтическим шедевром, которым вот уже полвека восхищаются зрители.
К этому моменту у Кейджа за спиной уже были восемь фильмов. «Бойцовая рыбка» сделала его настоящей иконой подростков. Фильм «Воспитание Аризоны» завершил переход Николаса во взрослое кино. И кто бы лучше его изобразил молодого мужчину с измученной душой с итальянскими корнями и всё это на грани гомерического хохота? Но продюсеры так не считали. Им абсолютно не понравился Кейдж в кинопробах. И только ведущая актриса проекта Шер (которая сама чуть не отказалась от роли из-за крайней усталости от предыдущего фильма) решила участь Кейджа. Она видела актёра в «Пегги Сью вышла замуж» и была уверена, что Ронни может сыграть только Николас.
Ронни Каммарери не самая большая роль в карьере Николаса Кейджа. Он не получил никаких наград и номинаций. И всё же он принёс ту изумительную химию в романтическую линию фильма; необузданную страсть, бесшабашность и своё невероятное обаяние, без чего фильм превратился бы в пустую комедию, которых пруд пруди в американском кино.
Сочетание таких актёров как Кейдж и Шер просто восхищает.
На момент съёмки фильма Шер 41, а Кейдж в два раза младше. Но скажите, разве эта разница в возрасте между ними хоть как-то ощутима? Я её не почувствовала совсем. И это опять же заслуга актёров. Шер известна своими постоянными обновлениями. Она как легендарная птица феникс регулярно возрождается из пепла.
Список её любовных побед огромен и в нём есть совершенно молодые люди. Сыграть на экране очередную любовную победу для неё не составило никакого труда. В ней бесконечно присутствует магнетизм, даже если она просто молчит в кадре, она сверх убедительна. Также убедителен Кейдж. И его первое появление на экране просто сносит голову. Послушайте голоса Кейджа и Шер, они восхитительны!
Лоретта Касторини (Шер) единственная дочь семейной итальянской пары Космо (изумительный Винсент Гардения) и Роуз (Олимпия Дукакис), живущих в Нью-Йорке. Лоретта уже побывала замужем, но муж погиб под колёсами автобуса. Она уверена, что такого бы не случилось, если бы она вышла замуж, как полагается – свадебное платье, свадебный торт, да и предложение руки и сердца надо делать, стоя на колене. Она собралась снова замуж, но на этот раз всё будет соблюдено. Жених, Джонни Каммарери (Дэнни Айелло), сделав предложение, уехал на Сицилию к умирающей матери.
Сцены умирающей матери и плачущего пожилого мужчины одни из самых смешных. Джонни регулярно звонит Лоретте и отчитывается о состоянии матери и просит её сходить к брату Ронни и пригласить его на свадьбу, что послужит, наконец, примирению между братьями.
К тому моменту как Лоретта, наконец, решается отправиться к Ронни, проходит добрая четверть истории. Мы успеваем узнать всех членов семьи и ничуть об этом не жалеем, потому что люди, населяющие пространство «Очарованных луной» вызывают неподдельный интерес. Отец, успешный сантехник. У него появилась подружка, которой он дарит достойные подарочки и водит в оперу. Какой итальянец не любит оперу? Мать Лоретты догадывается о существовании любовницы и тихо страдает, время от времени взрываясь бурными философскими тирадами. Она любит своего непутёвого мужа и только любовь толкает её на необычное поведение – она пускается в разговоры с посторонним мужчиной, посетителем итальянского ресторанчика, пытаясь найти ответ на мучительный вопрос: «Почему мужчины заводят любовниц в пожилом возрасте?»
Ответ нашёлся скоро – антитеза жизни – смерть, вот что толкает мужчин на бестолковые любовные интрижки. Они дико боятся смерти.
Дед (Фёдор Шаляпин мл.) в курсе всего, но он сдержан, надёжен и прогуливает свою свору собак под нестерпимым светом луны.
Луна вынесена в заголовок, и она воздействует на каждого в этом фильме и магически преображает мужчин и женщин. Миром начинает править любовь.
Итальянская булочная, где печёт пироги и хлеб Ронни тоже безупречно итальянская. И именно там он главный страдалец – у него есть всегда сочувствующая публика, перед которой он разыгрывает свои трагические монологи о своей потерянной невесте и потерянной руке. И во всё виноват, конечно же, чёртов брат Джонни. На такое шоу и угодила Лоретта. Весь абсурд происходящего буквально отразился на её живом лице: глаза распахнулись, а брови поползли вверх.
Ну, разве это не чушь винить брата в том, что твоя рука попала в хлеборезку, а невеста не захотела связывать себя с калекой? Именно такой резонный отпор Лоретты вызвал в нём глубокий интерес к невесте брата. Причём, интерес этот сразу привёл обоих в постель.
Сцена настолько сильная и дикая по страстям, что её не с чем сравнить. Да и нет ничего равного в кинематографе. Николас Кейдж, кажется, выдал всю свою актёрскую палитру в этой сумасшедшей по накалу сцене под музыку из оперы «Богема». Я имею в виду и монолог в пекарне, и последующая сцена в его спальне над булочной. Те, кто не любит этого актёра, вряд ли видели «Очарованных луной». Один этот фильм искупает десятки неудавшихся картин в его карьере.
Конечно, и Лоретта, и Ронни понимают, что они сошли с ума, что во всём виновата луна, что после возвращения брата из Сицилии, благоразумие возьмёт верх. Но Ронни не хочет сдаваться и просит её вместе пойти в Метрополитен Опера на оперу «Богема», а потом можно и расстаться. Для похода с возлюбленным Лоретта покупает вечернее платье, роскошные туфли и делает безумно красивую причёску и макияж. Встретив друг друга у входа в театр, Ронни и Лоретта не могут налюбоваться друг другом – они радикально преобразились. В перерыве Лоретта встречает своего отца с подругой, но отец не слишком боится разоблачения, потому что дочь тоже с посторонним мужчиной. Печальный сюжет оперы и настойчивый Ронни опять поставили перед Лореттой неразрешимую проблему выбора. Но только не в эту холодную лунную ночь.
Последняя сцена фильма, естественно, за столом, где все проблемы двух итальянских семейств решаются в чисто национальном стиле: с криками, слезами, поцелуями и фотографией на память.
И совершенно ясный посыл для нашего циничного бездуховного мира – жизнь настолько сложна, насколько мы сами её усложняем. Пока есть в мире родные люди, любовь и луна жизнь будет терпима и даже приятна. А если ещё посмотреть на итальянскую снедь на семейном столе! Жизнь становится лучше с каждой ложкой.