Я столько раз пела дифирамбы моему любимейшему Джеймсу Айвори и его фильмам, что, думается, убедила всех и вся – лучше его адаптаций классики нет и быть не может! И в особенности это касается английского писателя Э.М. Форстера. У меня есть пост, посвящённый Айвори и его знаменитой команде соавторов, куда входит Исмаил Мёрчант, Рут Правер Джабвала и Энтони Хопкинс. Рут – автор сценариев, Мёрчант – продюсер, Хопкинс – постоянный актёр. Некогда все эти люди собрались вместе и порешили дать возможность зрителю полюбить классику так, как любят её они сами. Для этого у них было всё – талант, эрудиция, неиссякаемое желание, преклонение перед литературным оригиналом. Так родились бесценные экранизации. Что-то лучше, что-то хуже, но во всех фильмах есть такие невероятно впечатляющие сцены, что хочется смотреть их снова и снова. Больше всего поражает атмосфера эпохи – я чувствую тот умиротворяющий свет, запахи, цвета. И актёры не просто носят тот костюм, он часть их плоти, так органичны и растворены они в нём. Никакой фальши, ботокса, необъяснимого грима, современного слоя – всё гармонично вписано в историю. Именно через фильмы Айвори я узнала Хелену Бонэм Картер, его музу. И Руперта Грейвза! Что ещё вам сказать об уникальном союзе Мёрчент-Айвори! Смотрите их фильмы и любите, как я.
- Бостонцы (1984)
Фильм деликатно поведал историю скрытой трагедии женщины, которая боится признаться самой себе в том, чего она хочет; мужчины, который совершенно традиционно относится к женщине; и девушки, которой вряд ли нужна такая традиционность…
2. Комната с видом (1985)
Италия, как всегда, помогает англичанам взглянуть на себя с другой стороны. И, о боже, помочь им раскрепоститься до такой степени, что отринуть условности и потерять голову.
3. Морис (1987)
Каждая сцена поражает своим совершенством: и томный полдень в лодке на реке около Кэмбриджа, и чувственная игра в крикет между хозяином и слугами, и семейные обеды в поместье Клайва, где физически ощущаются сквозняки. В каждой сцене зритель становится участником и соглядатаем одновременно.
4. Усадьба Хауардс-Энд (1991)
«Говардс Энд» это семейная драма на фоне начала 20 века (так называемой Эдвардианской эпохи, времени правления короля Эдуарда VII) с такой запутанной и нагруженной интригой, что ей могут позавидовать телевизионные сериалы: измена, вражда из-за денег и усадьбы, непонимание, жестокость, снобизм, а также благородство и бескорыстие.
5. На исходе дня (1993)
Не так давно я с восхищением рассказывал о фильме Мартина Скорсезе «Эпоха невинности», где у героев на первом месте тоже был долг, а уж потом зов сердца. Я получил письма читателей, которые жаловались, что фильм скучный и медленный, что в нём ничего не происходит. Я не удержался и написал: «Если бы вы только поняли, что там происходит, он не был бы таким скучным». (Роджер Эберт, американский критик).
P.S. Джеймсу Айвори 90 лет! В прошлом году он получил свой первый и единственный Оскар за сценарий к фильму «Позови меня своим именем».
Из перечисленных фильмов видела только половину — «Комнату с видом», «На исходе дня» и часть «Бостонцев». Из неперечисленного — «Золотую чашу» и «Развод». Визуально все они — радость для глаз. Знаю, что ты любишь Айвори, но скрытые и явные английские гомосексуалисты что-то меня стали напрягать, поэтому приостановила своё знакомство с его фильмами.
Сижу и смеюсь. Права на сто процентов. Но в «Комнате», «На исходе дня» и в «Усадьбе» — всё традиционно.