Эпоха невинности \ The Age of Innocence (1993) – режиссёр Мартин Скорсезе


Мартин Скорсезе совершил невообразимое, разрушив стереотип о своих возможностях, он снял самый элегантный фильм, воспел красоту в костюмной драме «Эпоха невинности» по роману Эдит Уортон, ступив уверенной ногой на территорию, которая до сей поры по праву принадлежала только команде Merchant Ivory.
История сосредоточена на жизни Ньюлэнда Арчера (Дэниел Дэй-Льюис), члена благородного общества Нью-Йорка 1870. Арчер успешный юрист, у него есть всё, что нужно для комфортной жизни. Он только что обручился с красивой и подходящей во всех отношениях девушкой Мэй (Вайнона Райдер). После объявления о помолвке, он встречает впервые графиню Оленска (Мишель Пфайффер), кузину своей невесты. Графиня только что вернулась из Европы, бросив своего грубого и жестокого мужа, польского графа.

Вскоре становится очевидным притяжение между Арчером и графиней, они понимают друг друга с полуслова. Между ними возникает страсть, которая обречена в обществе, где контролируется каждый шаг.

С самого начала истории Скорсезе даёт нам понять, кто эти люди. В сцене посещения оперного театра камера обозревает людей высшего общества, сидящих в зале: мы видим дорогие украшения на дамах, цепочки карманных часов, тонкие кружевные перчатки. В сцене обеда в поместье мы наблюдаем глазами режиссёра за бесконечной сменой затейливых блюд, тщательно подобранных цветов в вазах, неземную красоту фарфора и столовых приборов.

Такая внимательность к предметам кажется излишней, но именно эти детали устанавливают фон для любовной истории, которую собирается рассказать Скорсезе.
Все эти элементы поданы с таким усердием, чтобы мы поняли, мир этих людей целиком и полностью зависим от предметов, от убранства гостиных, от коллекций картин и серебра, от мастерства главного повара на кухне, иначе не избежать разговоров и сплетен о финансовых возможностях хозяина. Сплетни это самое главное занятие всех членов избранного общества.


Роскошная детализация и любование материальным миром это сущность видения художника Данте Феретти, здесь можно вспомнить чувственные интерьеры в его картине «Интервью с вампиром». Демонстрация богатства и показной роскоши характерная черта Викторианской эпохи, когда предмет заслонял человека. Костюм персонажа также даёт пищу для наблюдений: столько бархата, расшитого изумительными узорами, это как смятение чувств и эмоций в душе героини Пфайффер.

А чёрно-белые одежды мужчин — два основных цвета, через которые они смотрят на мир. Недаром по мере развития сюжета Арчер предпочитает серый костюм.
Чтобы заполнить эти роскошные костюмы Скорсезе взял не только хороших актёров, он отобрал  наилучших. К этому моменту мы уже знаем, на что способен талантливый Дэниел Дэй-Льюис, один из любимцев Мартина Скорсезе: в «Комнате с видом» он нервный ценитель прекрасного, для которого земные человеческие чувства кажутся тяжёлыми и непривлекательными. Зато в «Невыносимой лёгкости бытия» Дэй-Льюис с чувством, с толком, с расстановкой предаётся всем земным наслаждениям.

В «Эпохе невинности» актёр намеренно ушёл от манерности и внешней эмоциональности, передавая страдания и сомнения своего героя через глаза, и такая игра дорогого стоит.

Мишель Пфайффер («Мрачные тени«) очень точное попадание в образ Эллен Оленска, женщины, прошедшей через многое и по-прежнему вынужденной страдать. Если смотреть на события с её точки зрения, то фильм о женщине, которую наказывает общество только за то, что она осмелилась быть счастливой. С самого начала мы осознаём, как она отличается от всех других женщин — она не робка в разговоре, она курит в присутствии Арчера, её видят в публичных местах в  сопровождении женатого мужчины, она посмела требовать развода от своего чудовищного мужа, она женщина, которая знает, чего хочет и готова за это сражаться. И она должна быть раздавлена. Весь Нью-Йорк бесстыдно объединяется против Эллен в искреннем порыве изничтожить злодейку.


И кто лучше всего подходит на роль лидера такой кампании против Эллен как не её кузина Мэй, настоящая богиня возмездия. Вайнона Райдер в роли Мэй просто замечательна. В своём первом появлении перед нами она предстаёт полным ничтожеством: просто симпатичная хорошо одетая девушка без особых умственных способностей, но Райдер сбрасывает этот фасад с нескрываемым удовольствием. Она понимает свою героиню до самой сути, делая её самым побуждающим персонажем фильма, и самой обсуждаемой героиней после того как фильм заканчивается. По мере продвижения сюжета мы начинаем понимать действия Мэй: несмотря на отсутствие рафинированного интеллекта, она не такая уж глупышка.

Именно она воплотила в себе то самое общество, которое стало ловушкой для Арчера и Эллен. Она играет по правилам света и использует любой приём, чтобы добиться своего. Она никогда ни о чём не говорит открыто и прямо, предпочитая пассивно-агрессивную игру. Когда он сочиняет несусветную историю, чтобы уйти из дома и повидаться с Эллен, она делает вид, что не понимает, о чём идет речь и говорит, глядя на него огромными глазами оленихи: «Не обращай на меня внимание. Это слишком сложно для моего понимания».

Оказывается, когда-то в школе  Вайнона написала сочинение по этому персонажу и получила самый высокий балл, совсем неудивительно, что она так послойно раскрывает характер Мэй.
Мэй получила всё, что хотела: удачное замужество, детей и комфортную жизнь. Арчера поймали в сети и разделили с единственным человеком, кто  заставлял его чувствовать и жить. Эллен, ощущая угрозу со всех сторон, опять вернулась в Европу, но подальше от мужа.

Кто бы мог подумать, что Скорсезе способен так тонко передать отношения между мужчиной и женщиной, если вспоминать только его «Таксиста» и гангстерские фильмы. Но у него есть и совсем ранний фильм «Алиса здесь больше не живёт», где также глубоко рассказана история женщины и её поиски счастья.
А ведь я ещё ни слова не сказала об атмосфере картины! В фильме «Эпоха невинности» есть моменты, когда под тяжестью атмосферы невозможно дышать. Куда бы ни направились Арчер и Эллен, их словно преследуют тысячи глаз, словно в сотканных вручную драпировках мы видим эти глаза, с портретов глядят с укоризной темные лики, да и в забитой до отказа мебелью гостиной влюблённая пара не чувствует себя приватно.

Это ощущение преследования и слежения удивительно смог перенести на экран оператор Михаэль Балльхаус, который годом раньше снял роскошный фильм «Дракула Брэма Стокера» и тоже с Вайноной Райдер, кстати.

Что мы готовы сделать ради настоящей любви? Эдит Уортон  говорит нам: мы либо нарушаем правила и потом нас казнят за это до самой смерти, либо следуем этим правилам и медленно выгораем изнутри. Мы становимся менее человечными, мы становимся пустыми, скажем, «невинными», как эпоха вокруг нас.

трейлер фильма Эпоха невинности

3 комментария to Эпоха невинности \ The Age of Innocence (1993) – режиссёр Мартин Скорсезе

  1. Dorohuncio:

    Шикарный фильм, очень люблю его.

    • светлана:

      Пффайфер создала образ завистливой, циничной отталкивающей, хитрой авантюристки, ловящей именно таких честных и серьёзных мужчин, потому что именно их излишнее желание помочь и защитить бедную овечку Эллен и есть ловушка…
      Я рада, что чуткая, нежная Мэй отстояла своё счастье и достоинство своего мужа!

  2. светлана:

    Пффайфер создала образ завистливой, циничной отталкивающей, хитрой авантюристки, ловящей именно таких честных и серьёзных мужчин, потому что именно их излишнее желание помочь и защитить бедную овечку Эллен и есть ловушка…
    Я рада, что чуткая, нежная Мэй отстояла своё счастье и достоинство своего мужа!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *