Дракула Брэма Стокера \ Bram Stoker’s Dracula (1992) — режиссёр Френсис Форд Коппола

Только вообразите, каким гигантским самомнением обладает вампир! Он считает себя настолько важным, что желает жить вечно, несмотря на антисанитарные условия своего существования в вечности: без солнца, спать в неуютном гробу, всего бояться и постоянно вынашивать свою обиду и злобу на весь мир людской.

В фильме Френсиса Форда Копполы «Дракула Брэма Стокера» вампир потрясает своим кулаком в небо и клянётся ждать бесконечно возвращения женщины, которую он когда-то самозабвенно любил. Ему и в голову не приходит, что через два-три века он, возможно, утратит свою былую привлекательность.


Фильм поставлен по роману ирландского писателя Брэма Стокера, который свёл с ума не одно поколение читателей своим мрачным эротизмом. Нашла вот такую реакцию на роман в Википедии:

[heading style=»1″]«…прочёл я «Вампира — графа Дракула». Читал две ночи и боялся отчаянно. Потом понял ещё и глубину этого, независимо от литературности и т. д. Написал в «Руно» юбилейную статью о Толстом под влиянием этой повести. Это — вещь замечательная и неисчерпаемая, благодарю тебя за то, что ты заставил меня, наконец прочесть её. — А. А. Блок из письма близкому другу поэта Е. П. Иванову от 3 сентября 1908 года»[/heading]

Коппола поставил в название своего фильма имя автора не потому что хотел напомнить читателям о писателе, а потому что авторские права на имя «Дракула» принадлежат другой студии. Всё как и следовало, начинается с самого начала, с трагической истории Влада Третьего, Сажателя-на-кол, жестокого князя трансильванского, кто отправился по богоугодному призыву в земли чужие с крестоносцами, а вернувшись узнал, что его любимая жена, свет очей его, погибла, считая его мёртвым.

Смерть её была ужасна – она бросилась с самой высокой стены замка на камни. Этот рассказ проиллюстрирован изумительными кадрами, сами лучшими во всём фильме.
Влад воспринял это как насмешку бога. Он все ноги истоптал, пройдя длинный путь в Святую Землю только для того, чтобы получить такую свинью от Господа. Он обращается к Сатане и вампиризму, а фильм сворачивает в другую эпоху, 19 век, когда появилось столько всяких штуковин – и фонограф, и камера, и телеграф, и кинематограф. Шум нового времени проник и в его склеп, где он спал нездоровым сном, затаившись, два века.

Географически история развивается в Трансильвании и Лондоне. Трансильвания спит в полном неведении о появлении всяких гаджетов, укрытая снегами и спрятанная от остального мира бездорожьем. Лондон как во все времена продвинутый, впереди планеты всей (кроме балета, конечно, уж это мы никому не отдадим). Лондонская недвижимость интересна многим, лондонские стряпчие нарасхват. Молодой нотариус Джонатан Харкер (Киану Ривз) получает задание повидаться с клиентом своей конторы, который живёт в таком месте, о котором никто слыхом не слыхивал, видом не видывал.

С присущей молодости беспечностью, которой всё нипочём, Джонатан расстаётся с любимой невестой Миной (Вайнона Райдер) и отъезжает в неизведанные края, чтобы заключить сделку. Предыдущий нотариус бесследно исчез, то ли умер, то ли с ума сошёл, то ли ещё что-то…


Пока Джонатан перемещался по цивилизованной территории в отличном вагоне со всеми удобствами, он ничуть не сомневался, что так оно и будет, ведь повсюду живут цивилизованные люди, среди которых наверняка преобладают джентльмены. Но первая же пересадка повергла его в шок.

На постоялом дворе, где ему пришлось дожидаться человека от графа Дракулы, крестьяне стали молиться и давать советы, как только узнали, к кому он направляется. Словно сам дьявол домчал Харкера в карете через петляющие дороги в горах, через ущелья, непрестанный вой волков.

Но герой Киану Ривза так и просидел с одним выражением лица. Соглашусь со многими критиками в том, что не умеет актёр играть и уже ничего с этим нельзя поделать. Зато и Вайнона Райдер, и Энтони Хопкинс (неподражаемый Ван Хельсинг), и Кэри Элвис (лорд Холмвуд) сыграли и за того парня.


Ван Хельсинг в исполнении Энтони Хопкинса настоящий герой, он учёный, но ещё и бесстрашный человек. Борьба с вампирами его самая главная задача в жизни. Он сразу увидел все симптомы присутствия вампира на шее Люси, подруги Мины. Девушка и до встречи с вампирами постоянно выскакивала из душевного равновесия. Тут, конечно, виновата затянувшаяся помолвка.

Выйди она быстро замуж , она не стала бы бродить по ночам в поисках незнакомца, обросшего шерстью с окровавленными клыками, короче, совершенно неухоженного, не джентльмена (да и чистит ли он свои клыки вообще?). Но теперь всё приняло необратимые формы- на шее зияют дырки, ночи для всех превратились в кошмар, днём девушка хиреет, началась трансформация, и сердобольный Ван Хельсинг берёт ситуацию в свои мужественные руки.


Что действительно впечатляет в этом фильме, так это грандиозность и атмосфера. Викторианский Лондон с его газовыми фонарями и туманом как никакой другой город подходит в качестве декораций к леденящей душу вампирской истории. Сюда отлично вписался резко помолодевший Дракула, сбросив древнюю старческую оболочку.

Он с лёгкостью переходит из одного обличья в другое; из безукоризненно одетого по последней моде джентльмена в кошку и летучую мышь, и волка.

Вампирские фильмы обычно напичканы псевдонаучными измышлениями. Ван Хельсинг детально знаком с Носферату, но в то же время знает несколько магических трюков которых не найти в книгах по физике и способен телепортироваться.

Мина подпадает под дьявольское обаяние Дракулы, да и какая женщина не подпадёт, если ей сказать, что её ждали всю жизнь. А четыреста лет?

Фильм «Дракула Брэма Стокера» хронологически фиксирует передвижения между Трансильванией и Лондоном, нанося визиты в спальни и на погосты.

Но истории как таковой нет, фильм, словно безбрежная опреточная сцена, где самое важное — роскошные костюмы и декорации. Интересно, что Данте Феретти, о котором я писала в «Интервью с вампиром» и здесь проявил свой тонкий художественный вкус.

Этот фильм вспоминается снова и снова только из-за чувственной атмосферы, без которой никакой вампирский фильм не может задеть за живое.

трейлер фильма Дракула Брэма Стокера

8 комментариев to Дракула Брэма Стокера \ Bram Stoker’s Dracula (1992) — режиссёр Френсис Форд Коппола

  1. dorohuncio:

    У меня абсолютно противоположные чувства от книги и от фильма. Что ни сколько не умаляет достоинств последнего, но есть стойкое ощущение что Дракулу отголливудили как следует. Хотя, может всему виной обаяние Гари Олдмена, кто знает. В любом случае, это наверное лучшее что снято про Вампиров, на сегодняшний день.

    • А как же ТруБлад? :)

      ЗЫ Это самая точная экранизация книги, кстати…

      • dorohuncio:

        А кто говорил про неточность? Говорилось про ощущения. От книги и от Стокеровского Дракулы они совсем другие чем от фильма.
        Тру Блад Стокеру не конкурент :).

        • Я вот думаю что только поленообразный Киянка не к месту… остальные 99% все в точку. Адский Гарри Олдман, Энтони Хопкинс, Наездник Вайнона…

  2. dorohuncio:

    Не обижай НЕО, у него роль небольшая и не сильно важная. Как мог…

  3. Насколько я помню, по Брему Стокеру не было никакой любовной линии Дракулы к Мине. Считаю эта выдумка в фильме многое испортила.

    Прикид у Дракулы-Олдмана-старика атомный.

    • georgina:

      Нет, фильм предельно близок сюжету книгу. Любовь Дракулы к Мине — одна из главных линий романа в письмах. Мина — копия погибшей жены Влада, поэтому он и начал всю заваруху с перемещением в Лондон и покупкой поместья.

    • dorohuncio:

      Тимофей, вот Вы точно передаете мои подозрения, я помню что в романе не было такого ощущения идиллической любви между Дракулой и Миной. Как раз этот момент меня все время в фильме смущал. Дракула Стокера реальное зло и чудовище а глядя на Дракулу в исполнении Гарри Олдмана, мягко говоря другие чувства просыпаются :).
      Но все равно хорош фильм, хорош. Да и кто сейчас хочет видеть вампира как отвратительный кусок старой гниющей плоти. В конечном счете весь этот кинематографический вампиризм эксплуатирует одну идею — сверхъестественный секс.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *