Смотреть фильм «Носферату» Фридриха Мурнау равносильно увидеть вампиров живьём.
Перед нами предстаёт Дракула, которого ещё не успели растиражировать в анекдотах, шутках, мультфильмах и почти 30 фильмах о нём. Фильм снят в полном благоговении перед своим материалом. Он, кажется, по-настоящему верит в существование вампиров. Макс Шрек играет вампира. Он избегает большинства театральных приёмов, которые в дальнейшем будут передаваться от одного актёра к другому-от Бела Лугоши к Кристоферу Ли, от Фрэнка Ланджеллы к Гари Олдману. Шрек играет графа не как человеческое существо, а как страдающее животное. Художник Альбин Грау, работающий в содружестве с Мурнау, наделяет вампира ушами летучей мыши, когтями и клыками, которые находятся точно в середине рта как у грызунов, а не по сторонам как в известных масках, надеваемых в праздник всех святых — Хэллоуин.
Немой фильм Мурнау полностью основывается на романе Брэма Стокера, но название картины и имена действующих лиц изменены по просьбе вдовы писателя и не без причины – на поместье мужа постоянно совершались набеги. По иронии судьбы именно Мурнау своим фильмом сделал Стокера таким востребованным. И хотя имитаций было великое множество, только один фильм можно назвать близким по духу книге, я имею ввиду версию Вернера Херцога — «Носферату-призрак ночи» с Клаусом Кински в главной роли.
Название «Носферату» лучше, чем «Дракула». Произнесите «Дракула» и хочется улыбнуться. А вот «Носферату» вызовёт совсем другие чувства. Почтение, благоговение и страх перед неизвестностью. История Мурнау начинается в немецком Бремене. Похожий на обезьянку агент недвижимости Хаттер (Александр Гранах) соглашается посетить далёкий замок графа Орлока, который хочет купить дом в городе. Ключ ко всей истории можно найти в письме Орлока, которое мы видим через плечо Хаттера. Письмо написано тайными знаками. Нок понимает знаки и после прочтения письма называет Орлока «Хозяин».
Во время путешествия Хаттера через Карпатские горы к логову вампира, всё предсказывает беду. В гостинице при одном лишь упоминании имени Орлока, все замолкают в страхе. На улице лошади ударяются в бега. У своей постели Хаттер обнаруживает книгу, где написано о вампирах, что они спят в земле, взятой из могил людей, умерших от чумы. Нанятый Хаттером кучер, отказывается везти его до поместья графа. Вампир посылает своего возничего, который везёт его так, словно сама смерть гонится за ним по пятам. И всё равно Хаттер высмеивает все истории о вампирах, но смех его затихает, когда граф проявляет нездоровый интерес к его порезу на руке: «Кровь, ваша прекрасная кровь!»
Потом следуют ключевые сцены, снятые в новом для своего времени формате — параллельного монтажа. Мы видим одновременно, как Орлок нападает на Хаттера, в то время как его жена в Бремене ходит во сне и выкрикивает предостережение, которое отпугивает вампира. Поняв всю опасность, Хаттер бежит из замка, возвращаясь назад в Бремен на поезде, а Орлок путешествует морем. Мурнау даёт параллельно сцены на пароходе, в поезде и обеспокоенной Елены, жены Хаттера.
Сцены на корабле незабываемы. Весь груз состоит из штабелей гробов, наполненных землёй (питательная смесь для вампира во время спячки). Корабельная команда заболевает и вымирает один за другим. Один смельчак с топором наперевес спускается в трюм, открывает гроб, и оттуда выскакивает стая крыс.
А из другого гроба встаёт граф Орлок, прямой как свечка, напряжённый и жуткий, в самом знаменитом кадре в истории кинематографа.
Далее Мурнау вводит сцены вроде бы совсем не связанные с повествованием напрямую, скорее символически. В одной показан профессор, дающий лекцию о растении венерина мухоловка. Он называет этот цветок «вампиром растительного мира» Другой герой, Нок, в тюремной камере наблюдает, как паук пожирает свою жертву. Почему же человек не может быть вампиром? Нок чувствует, что его Хозяин прибыл. Он сбегает из тюрьмы и мечется по городу с гробом на спине. По городу распространяется чума, и все ищут козла отпущения. Нок взбирается на крышу и замирает там, наблюдая за мрачными похоронными процессиями.
Эллен Хаттер узнаёт, что единственным способом задержать вампира до первых петухов, это заманить его в постель. Её жертва не только спасает город от полного истребления, но и напоминает нам о скрытом эротизме в романе Брэма Стокера. Писатель создал свой роман в соответствии со всеми требованиями пуританской морали 19 века. Читатели анализировали роман и так и этак, предполагая, что в спрятанной записке Дракулы возможно заложено предостережение всем об опасности случайных половых связей для всего человеческого сообщества. Викторианцы боялись венерических болезней так же, как мы боимся СПИДа. Возможно, вампиризм это метафора. Хищный вампир живёт один, он преследует свои жертвы, соблазняет их обещанием вечного блаженства. И спасением от вампира является не колышек осиновый прямо в сердце, а крепкая семья с буржуазными ценностями.
Страшный или нет фильм «Носферату» по сегодняшним меркам? Для меня нет. Я восхищаюсь этим произведением из-за артистизма, идей, атмосферы и образов, а не потому что он манипулирует моими эмоциями, как это делают современные изощрённые фильмы жанра хоррор. В нём нет и сотой доли тех трюков, которые заставляют зрителя подпрыгивать на стуле и визжать. Но «Носферату» продолжает воздействовать на зрителя. Нет, не пугая, но преследуя. Он показывает, что не вампиры набрасываются из-за угла, а зло может вырасти среди нас, питаясь смертью.
В каком-то смысле фильм Мурнау обо всех наших страхах, когда на дворе 3 утра, а нам всё не спится. Мы думаем о неизлечимых болезнях, о войне, безумствах, горе и потерях. Фильм очень хорошо даёт эти страхи в образах. Большая часть картины снята в тени. Края экрана используются для того, чтобы туда юркнули персонажи — это перемещение главного объекта из центра в сторону даёт дополнительное напряжение сцене. Специальные эффекты, которые использует Мурнау, усиливают беспокойную атмосферу: стремительные передвижения слуги Орлока, исчезновение повозки, появление графа в воздухе, а также использование эффекта фотографического негатива – белые деревья на фоне чёрного неба.
Фридрих Мурнау (1988-1931) поставил 22 фильма, но известен своими тремя шедеврами: «Носферату», «Последний смех» (1924) и «Восход» (1927). Успех «Носферату» и «Последнего смеха» открыл ему дорогу к контрактам со студией Fox в Голливуде. Последним фильмом в его жизни стал фильм «Табу» (1934). Сразу перед премьерой он погиб под колёсами автомобиля. Ему было 43 года.
Поживи он дольше, он вполне мог снять звуковые картины. Возможно, он сделал бы великие картины. Но и в его немых фильмах ничего не прибавить, ни убавить — всё просто идеально. Мне кажется, «Носферату» потому так впечатляет, что он немой. Часто слышишь, как немые фильмы называют снами. Встречаясь с ужасами, мы не можем произнести ни слова, не можем проявить своё красноречие, не в силах отогнать зловещие образы словами. Человеческая речь растворяет тени и делает пространство нормальным. А те, кто живёт только ночью, не нуждаются в словах, потому что их жертвы спят и ждут своих вампиров.
статья Роджера Эберта взята с его сайта rogerebert.com
дракула очень нравится, а книга вообще замечательная