Ночь на Земле \ Night on Earth (1992)- режиссёр Джим Джармуш

Хотите восполнить пробелы в географии? Фильм «Ночь на Земле» великолепно поможет вам, даже карту не надо открывать. Пять огромных городов мира, пять водителей такси, которые привезут вас в любую точку, только пожелай. Пять трогательных новелл, объединяющих фильм в единое целое. История первая

Лос–Анджелес. Водитель такси молодая девушка по имени Корки (Вайнона Райдер). Грубоватая, с манерами парня, не выпускающая сигарету изо рта, сутуловатая, она может отбрить любого хама на дороге. Привезя  хмельных или обкуренных пассажиров в аэропорт, она подхватывает пассажирку с только что приземлившегося самолёта. Дорогие чемоданы. Роскошная, элегантная женщина в украшениях от Тиффани (Джина Роулендс).

Очень деловая. Не то из мира моды и глянцевых журналов, не то из кино. Бесконечные переговоры по телефону. Таксистке Корки повезло подвезти такую пассажирку в своём авто, слишком оно не приспособлено для класса VIP. Настоящая колымага, а не приличный кеб. Удивительно, что женщина согласилась. По дороге, как часто это бывает, возникла беседа. О семье, о мужчинах, о выборе жизненного пути. Каждая присматривалась к собеседнице. Оценивала. Корки, откровенно не одобряя, с позиций оголтелой молодости. Дама, с позиций человека, всю жизнь занимающегося кастингом, подбором актёров для съёмок. Внезапно женщина делает девушке невероятное предложение – роль в фильме. Она не ожидает, что получит отказ от девочки с грязными ногтями, в мальчишеской одежде и такой красивой улыбкой, которая точно украсила бы любой романтический фильм:

  • Нет, у меня уже есть работа, и я не хочу её терять. Хочу стать механиком! Видите ли, Я не хочу испортить себе жизнь. Всё идёт у меня по плану.

Да, настоящий щелчок по носу. Неужели есть на свете девочки, которые не стремятся в гламурный мир Голливуда? Что-то режиссёр Джим Джармуш перемудрил…

История вторая

Нью-Йорк. Настоящий урок толерантности от мастера Джима Джармуша. Ночь. А что же ещё, если это время суток вынесено в название? Парень голосует долларами, чтобы попасть домой в Бруклин. Он невероятно ярок, этот чёрный весёлый парень в ушанке, в белых кроссовках с розовыми шнурками (Джанкарло Эспозито). Десятки такси, не останавливаясь, пролетают мимо. Только один притормозил, чтобы взять пассажира. Но что это за таксист, который почти не знает языка, не может тронуться с места, да и вообще родом из Восточной Германии?! В результате, пассажир садится на место таксиста, чтобы отвезти самого себя в Бруклин. На вопрос « Как тебя зовут?» владелец такси сообщает: «Хельмут». Взрыв хохота.- «Но ведь это шапка, шлем по-английски. Разве бывает такое имя?» -«А как зовут тебя?» — спрашивает грустный Хельмут из Восточного Берлина. –«Йо-Йо» -с гордостью говорит весёлый житель Бруклина. – У Хельмута на лице появилось недоумение. Может он ослышался? Два мира, две культуры. Так многому можно научиться друг у друга, если внимательно слушать и быть терпеливым.

История третья

Париж. В машину к таксисту садятся два подвыпивших пассажира, абсолютно чёрные как ночь, но неудержимо весёлые, в прекрасном настроении. Взглянув на водителя, они тут же делают его объектом своего веселья, терзая и издеваясь над ним.

-Откуда ты, маленький брат? Из Того? Габона? Камеруна? Нет, явно Бенинская физиономия. Точно Бенин!

Точёное лицо водителя вспыхивает от негодования. Он выпаливает:

— С Берега Слоновой Кости! — Это всё объясняет. Они все там слепые, как кроты. Ты проехал четыре раза на красный свет. Где твои очки? Разве можно возить людей в такси без очков?

И всё в таком духе, пока водитель не взорвался и не выбросил пассажиров из салона в совершенно пустынном месте. Отличная месть от оскорблённого таксиста. Тут же к нему садится девушка с белой тростью. Слепая. Никак не ожидая от такого рода пассажирки хамства или агрессии, таксист, сгорая от любопытства, начинает задавать нелепые вопросы. Например, почему она не ходит в очках, чтобы как-то прикрыть глаза. Или, каково это заниматься любовью с парнем, не видя его. А вдруг в постель влезет совсем не тот человек? Девушка с презрением говорит, что чувствует своего парня за версту. На что таксист замечает: «Ох, и сильно же он, наверное, воняет». Считая таксиста полным идиотом, девушка говорит, что чувствует вещи так, как ему никогда не почувствовать. Но у таксиста есть козырь в рукаве, и он с замиранием задаёт свой главный вопрос: «Как вы думаете, какого я цвета?».  На что девушка с нескрываемым презрением сказала, что ей плевать на цвет, цвет для ней ничего не значит. Но потом, подумав:  «Из Африки. Из Камеруна. Нет. С Берега Слоновой Кости». Этим она сразила парня наповал. Есть над чем подумать, крутя баранку целыми днями.

История четвёртая.

Рим. На мой взгляд, самая притянутая за уши в этом фильме новелла. Думаю, что  она снята с одной лишь целью, показать сумасшедших итальянцев с их безумным темпераментом и главного безумного итальянца Роберто Бенини.

Роберто Бенини за рулём такси. Он везёт священника католика в аэропорт, а по дороге доводит бедного старикашку до полуобморочного состояния своими исповедями в многочисленных грехах, прося тут же отпустить ему эти грешки, коли уж посчастливилось везти самого каноника. По дороге Роберто встречает знакомых трансвеститов, патрулирующих трассу в поисках клиентов. Естественно, компания накинулась на пассажира, измываясь над ним и его саном по полной. В общем и целом, эта история на откровенного любителя специфического юмора. И поклонников таланта Бенини.

И, наконец, история пятая.

И так близко к нам. Хельсинки. Три пьяных до визга поросячьего пассажира. Пьяные, но пытаются вести беседу и держат в памяти кое-какие события уходящего дня. Понимают, что надо довезти до дома самого пьяного из них, того, что ни разу не откроет рта. Посмеявшись от души над именем таксиста, которого зовут «Мика». – «Ну точно, как моего хомяка в детстве», они начинают рассказывать историю своего молчаливого товарища, на которого все беды свалились в один день: с работы уволен, машину раскурочили, дочь в 16 лет забеременела, жена требует развод. Да, от таких  событий не только запьёшь, а повеситься захочется. Но когда таксист Мика (Мати Пелонпаа) начинает флегматично рассказывать историю своей жизни, друзья мгновенно  трезвеют. Какой тёплой и желанной покажется им собственная жизнь после этой поездки на такси.

Великолепные уроки можно извлечь из фильма «Ночь на Земле«. Полный юмора, горечи и философских размышлений, этот просмотр не оставит равнодушным никого. Каждый найдёт историю по душе.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *