Воскресная женщина \ La donna della domenica (1975) – реж. Луиджи Коменчини

Как же мне не хватало именно этого детектива! Кажется, я истосковалась по сериалу «Коломбо», который бросила в серединке второго сезона. Вот прямо на днях вернусь к нему. А пока продолжаю смотреть картины по совету американского критика Леонарда Молтина.

Какие-то фильмы воспринимаются на ура, какие-то, на мой взгляд, устарели. И не знаю, получили бы они 3-4 звезды, пересмотри он их сегодня. «Воскресная женщина» точно остаётся свеженькой и интересной, три звёздочки вполне заслуженно по его классификации – четыре у него максимум, шедевр. Удовольствие получила огромное от всего сразу – удивительных итальянских пейзажей в пригородах Турина, актёров высочайшего уровня, неплохой детективной линии, которую с блеском поддержала музыка Эннио Марриконе, пронзительная и западающая в память. И, несмотря на то, что история совсем не по лекалам любимого сериала, а, скорее, Агаты Кристи, поворот в финале меня привёл в восторг. Ну, никак я этого не ожидала. Причём, получила два сюрприза одновременно – в романтическом и детективном плане.

История начинается со знакомства с главными персонажами – Анна Дузио пишет письмо своему другу Массимо, где выражает ненависть к их общему знакомому Гарроне (Клаудио Гора) и жаждет любыми путями убрать этого омерзительного типа из их жизни. Убить, убить, убить.

В это время мы видим этого типа, и он взаправду мерзок, похотливый старый ублюдок. Как пиявка он присасывается ко всем подряд, не пропуская ни одну молоденькую девчонку. С ним уже никто не хочет знаться, но он лезет во все сообщества. По профессии он архитектор, но занимается какими-то мутными делишками. Одно дело он таинственно называет «камнями». Всю первую часть картины, а она долгая, детально узнаёшь героев, их окружение, занятия. Это оказывается не лишним, когда происходит убийство. Перед зрителем уже разложился пазл, куда остаётся только подставлять частички. Кто убил мерзкого червяка Гарроне, зрителю непонятно, только ужас на его лице и череп в лепёшку. Орудие убийства до неприличия символическое – каменный фаллос.

Расследование отдано комиссару Сальваторе (Марчелло Мастроянни) и его напарнику. Как же приятно следить за игрой этого великого мастера. Его лицо то уставшая от тупости окружающих маска, то оно озаряется надеждой при встрече красивой женщины Анны Дузо (Жаклин Биссет), то его передёргивает, когда паренёк особой ориентации берёт его за руку или доверительно кладёт свою руку ему на колено.

Он и обидеть его не хочет, но и становиться объектом любопытства тоже. Марчелло везде велик, в каждом фильме. Его присутствие сразу мобилизует всё моё внимание, чтобы не упустить его жест, его выражение лица и глаз. Здесь он уставший порядком следователь. На него давит начальство и журналисты города. Дело обещает стать резонансным, поскольку под подозрением находятся именитые горожане. И Массимо Кампе, кому писалась записка об убийстве Гарроне, и Анна Дузе – люди не рядовые, и действовать надо осмотрительно.

Мне понравилось, как сыгран пробуждающийся интерес друг к другу комиссара и Анны.

Анна замужняя богатая женщина, у неё дочь. Муж уже давно похаживает к любовницам. Она от скуки завела друга, но  Массимо (Жан-Луи Трентиньян) вовсе не её любовник. У них чисто дружеская связь с интеллектуальными играми, где Гарроне занимал место мема, болванчика, над которым они потешались вовсю. Теперь, когда письмо выкрали уволенные слуги и отдали в полицию, они стали главными подозреваемыми. Комиссар опрашивает свидетелей, частенько встречается с Анной. Она и сама принимает участие в расследовании! А Массимо, обсудив происшествие со своим другом Лелло (Альдо Реджани), необдуманно толкает его тоже на поиски убийцы.

Альдо Реджани в роли молодого друга Массимо пылкий, романтичный, ревнивый, трогательный в своём желании защитить Массимо от тюрьмы. Интересно, что Жан-Луи Трентиньян снова в роли гея  — только что я посмотрела «Убийцы в спальных вагонах», где у него персонаж с такой же ориентацией. Да и в «Конформисте» у него ещё один представитель ЛГБТ сообщества. Почему актёр выбирал такие роли, будучи совершенно нормальной ориентации, можно предположить. Есть в нём что-то мягкое, женственное, уютное, двойственное. Вполне вероятно, что режиссёры считывали именно этот поверхностный слой актёра. Или, наоборот, понимали его глубину. Я обожаю смотреть на Трентиньяна в работе над образом. Ещё один большой актёр в «Воскресной женщине».

И, несомненно, хороша Жаклин Биссет («У подножия вулкана», «Честная куртизанка», «Американская ночь», «Детектив Буллит», «Убийство в Восточном экспрессе», «Двое в пути»). Она умна, иронична, смотрит цинично на человеческие отношения и никогда не становится пешкой в чужой игре. Признавайте её равной, или она пройдёт мимо.

Фильм «Воскресная женщина» типично итальянская комбинация драмы и комедии, что я чрезвычайно ценю. Когда хозяин маленькой мастерской кричит комиссару, опрокинувшему стеллажи с каменными изделиями: «Вы разбили мои девятнадцать членов!», то это ужасно смешно. Хотя минуту назад в этой же мастерской было страшновато бродить среди целого леса гигантских пенисов. Ужасно смешно участвовать в рейде полиции против проституток, заполонивших частную собственность – лесок и полянки мадам Табуссо (великолепная Мария Тереза Албани). Там же обнаружился и вездесущий Лелло, партнёр Массимо. Комиссар Сальваторе, глядя на недоумённые лица посвящённых в дело полицейских, устало реагирует: «Забрёл не по профилю». Какой там профиль, когда он полностью погрузился в игру, он детектив и ведёт собственное расследование. И следом трагедия. Ужасно жаль этого паренька. Вот так и качается жанр картины от комедии к драме. Всё, как в жизни.

Читайте рецензии на фильмы Луиджи Коменчини:

«Игра в карты по-научному», «Дамы и господа, спокойной ночи», «Кот», «Хлеб, любовь и фантазия»

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *