Убийцы в спальных вагонах \ Compartiment tueurs (1965) – реж Коста-Гаврас

Детектив «Убийцы в спальных вагонах» снят режиссёром Костой-Гаврасом по роману Себастьяна Жапризо, а это значит, что зритель получит столько невероятных поворотов, от которых мозг взорвётся. И, несмотря на то, что я не пропустила ни единого слова и ни единого кадра, я всё равно осталась в дураках и никак не подготовилась к финалу.

Может, это и к лучшему, и не смогу вывалить на вас все спойлеры, а значит, вы сами будете разгадывать загадки, которых в картине достаточно. Сразу скажу, этот роман я не читала, но теперь точно прочитаю, потому что мне просто обязательно надо кое-что прояснить.

Мой пост будет посвящён актёрам этого фильма — их талантливая игра, кропотливая работа над ролью, вылилась в такую замечательную галерею живых персонажей, что они продолжают жить своей жизнью и после окончания картины.

Сюжет завязывается в поезде Марсель-Париж. В купе пятеро пассажиров устраиваются на ночь. Шестой войдёт, когда выключат свет. Меня удивило, что даже верхние полки, где у нас обычно ставят багаж, тоже занимают люди. Шестеро в крохотном купе! Безумие, да и только!

Когда поезд прибыл в Париж, все вышли, кроме женщины на нижней полке. Она была мертва. Задушена.

Полиция начинает расследование, правомерно считая, что это сделал один из шести пассажиров. Убийства продолжились и в Париже, где убийца убирал одного за другим пассажиров этого купе. Фильм-нуар «Убийцы в спальных вагонах» снят необычно – персонажи долго фигурируют без имён, намеренно остаются в тени, есть похожие внешне персонажи, в одинаковой одежде, что намеренно создаёт путаницу. Голоса персонажей звучат как внутренние монологи. Камера делает жирные акценты, которые тоже уводят от истинных убийц. Подозреваются все, как в романах Агаты Кристи. И сыграны все великолепно, каждый актёр ярко рассказал историю своего героя, чтобы затем уйти в небытие под пулей убийцы.

Мишель Пиколли особенно жалок в роли неудачника в любовных отношениях с женщинами. Он и мечтать не мог о том, чтобы заигрывать с будущей жертвой, она сама строила ему глазки и провоцировала на ответную реакцию. Он едва сдерживает свою страсть, но получает холодный и унизительный отпор. Мы слышим внутренний безумный монолог Рене Кобура, который первым будет застрелен после прибытия в Париж.

Не менее безумна стареющая актриса Элиан, потерявшая голову от молодого любовника Грандена (Жан-Луи Трентиньян). Её играет восхитительная Симона Синьоре, и одно её присутствие делает сцену значительной и напряжённой. Гранден хоть и не ехал том злополучном купе со всеми, но вызывает массу вопросов своим странным поведением. Как оказалось, не зря.

Все свои чувства она изложила в письме к Грандену, которое случайно оказалось в чемодане другого пассажира, юного Дэниела (Жак Перрен).

Это письмо читают вместе Дэниел и его спутница из спального вагона Бэмби. Девушку играет дочь Симоны Синьоре от прежнего брака Катрин Аллегре. Бэмби такая импульсивная, трогательная и невероятно добрая. Она не может бросить человека в беде. А именно таким ей представляется Дэниэл, новый знакомый, совсем мальчишечка. В этом фильме Жаку Перрену 24 года, а он выглядит на 16! Это данное природой мальчишеское лицо, он долго будет эксплуатировать в кино.

Уставшего и больного гриппом инспектора полиции, которому выпало несчастье расследовать это запутанное дело, играет мой любимый актёр Ив Монтан.

Их совместные сцены с Симоной Синьоре, женой в реальности, просто сплошное удовольствие!. Он ведёт допрос, при этом слегка посмеиваясь над её показаниями, считая её выдумщицей, как все актрисы. Она возмущается, негодует. Ничего такого она не придумала. И правда, ничего она не придумала!

Что мне особенно нравится в этой картине – актёры ничего не играют, они есть, они присутствуют, они произносят слова и всё это так убедительно, у них такие живые лица! Великая французская школа в действии. Глаз не оторвать.

Кстати, о живости. Картина снята в бешеной динамике. Финальная сцена гонок по Парижу просто невероятна по воздействию. Ночной город, банда молодых людей на мотоциклах, полицейские машины и убегающий в автомобиле убийца. Мастерски и захватывающе снята сцена. Музыка Мишеля Маня как нельзя к месту и потом ещё долго звучит в голове.

Фильм короткий, но режиссёр сумел так много в него вместить, что никаких жалоб от меня не будет. Мне ещё предстоит много переварить из увиденного. Надеюсь, что книга мне в этом поможет. Люди пишут, что фильм снят очень близко к роману.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *