Как же я люблю итальянское кино! Не устаю признаваться в любви итальянским режиссёрам и актёрам. Особенно люблю их комедии, где всегда смех и слёзы рядом, как в жизни. Сейчас у меня наступил итальянский период и смотрю настоящие жемчужины прошлого. «Игра в карты по-научному» — замечательный фильм Луиджи Коменчини, чей «Кот» мне очень и очень полюбился. Кстати, в обеих картинах играет бывшая подруга Алена Делона Далила Ди Лаззаро. Здесь у неё роль совсем незначительная, она играет сиделку при синьоре (Бетт Дэвис), оголтелой картёжнице-миллионерше.
Старушка приезжает седьмой год подряд, чтобы недельку-другую сыграть в «Метлу», игру с 52 картами. Игра распространена в Испании, Италии и Африке. Картинки на картах непривычные. Когда игрок берёт взятку, он как бы сметает карты со стола, вот почему «метла». В этой игре, как и в покере, очень важно психологическое понимание партнёров и, конечно же, умение просчитать карты.
Синьора богата, как набоб. Её сейф забит банкнотами. В партнёры она берёт вот уже семь лет супругов Пеппино и Антонию, у которых шестеро детей, и живут они в беднейшем квартале Рима, ютясь в крошечном, как у кума Тыквы, домишке. Самая старшая, Клеопатра, хромоножка, ей от силы 12 лет, но она авторитет среди братьев. Братья, лет четырёх — шести — восьми, ушлые, вникающие во все детали жизни и давно знают, как заработать копейку в общий котёл. Не гнушаются ничем — побрить покойника, пожалуйста, всю ночь плести венки на могилы — тоже неплохо.
Родители, Пеппино (Альберто Сорди), добродушный и туго соображающий, любящий отец и муж и мать, Антония (Сильвана Мангано), мозг семьи, быстрая, прыткая, соображающая за двоих сразу. Её цель получить несколько миллионов лир за игровым столом и поменять свою нищенскую жизнь. Каждый приезд Синьоры это возрождение надежды – вот в этот раз, точно выиграют, и точно всё случится. За их победу болеет весь квартал. Все хотят, чтобы супруги ободрали старуху, как липку. А у некоторых есть личные счёты с её шофёром. Коттен играет своего персонажа подкаблучником, тряпкой, запуганным до смерти старухой. В порыве откровения он рассказывает свою историю супругам, но в финале отыгрывается на них мелко и недостойно. Гадость, а не человек.
Есть и ещё один человек, Ригетто, профессиональный картёжник и бывший кавалер Антонии.
Он по-прежнему любит эту женщину и готов взять её в жёны вместе с детьми. Ригетто (Доменико Модуньо) знает, что она отлично играет в карты и предлагает ей партнёрство в игре против синьоры и её личного шофёра Джорджа (Джозеф Коттен). Напрасно. Игра в прежнем составе – Пеппино и только Пеппино её партнёр. Игра четырёх из вечера в вечер и составляет главную интригу истории.
Выиграют или нет? Бетт Дэвис в роли Синьоры настоящая ведьма, её глаза мечут громы и молнии. Она капризная, избалованная, ей плевать на нищих итальянцев, для которых она могла бы что-то сделать, но нет – она не проигрывает никогда, это не в её правилах.
Она мечется по свету со своим шофёром, когда-то любовником, которому не платит жалованье и играет в разных частях света с такими же бедняками, как Пеппино с Антонией. За все годы она проиграла один раз жалкие тридцать тысяч лир и не могла долго успокоиться.
Синьора использует жестокую приманку – она даёт собственный миллион на игру, но он обязательно к ней возвращается, потому что удача всегда на её стороне. Эта игра словно издевательство над бедняками – вот вам миллион лир, владейте…пока сидите в её гостиной за её столиком.
Жители всего квартала, жадно следят за новостями из особняка синьоры. Новости передаёт кухарка по телефону. Надежда то взлетает вверх, то падает прямо на мостовую. А больше всего переживают дети. Их маленькие сердечки так болеют за родителей, что они не могут спать и дежурят у изгороди особняка. История игроков, где моя симпатия только на стороне Антонии и Пеппино, захватывает как триллер. Всей душой желаешь им победы.
Кажется, что вот-вот и случится чудо. Но, похоже, только Клеопатра изначально не верила в выигрыш родителей, а потому заранее запаслась важным ингредиентом для пирога, который вручила Синьоре при прощании. Миллионерша, посмотрев на девочку, говорит: «Какой странный у тебя взгляд».
В старом грузовичке семья возвращается домой – потеряно всё и даже барак, где они ютились все эти годы, с ними осталась их любовь и преданность друг другу, не мало. А что у той старухи? Одиночество. И миллионы.