Золото Неаполя \ L’Oro di Napoli (1954) – реж. Витторио Де Сика

И снова Витторио Де Сика и его изумительная картина «Золото Неаполя», и она словно гимн великому городу, где родился режиссёр. Фильм состоит из шести новелл, и все они, разные по сюжету и настроению, связаны незабываемой атмосферой города, которую создают удивительные люди. Юмор, слёзы и страсти переливаются через край. Всё так узнаваемо в дальнейших работах мастера.

Новелла «Хулиган» рассказывает о том, как сердобольность может сделать жизнь всей семьи невыносимой. Когда-то супруги позволили знакомому приятелю прийти к ним в дом, чтобы скрасить ему одиночество и горе, но тот решил не обойтись одним вечером, а занять у них в квартире целую комнату, а потом и всю семью превратить в своих слуг, даже детей. Эта новелла напомнила мне одну из пьес Островского. Роль хозяина дома играет знаменитый комедийный актёр Тото. Его персонаж лавирует между полным отчаянием и трусостью. Узнав, что незваному постояльцу жить осталось считанные дни из-за плохого сердца, он тут же устраивает тарарам и выбрасывает своего бывшего одноклассника умирать на улицу.

В новелле «Пицца в кредит» царит восхитительная Софи Лорен. Она играет неверную жену хозяина крошечной уличной пиццерии, которая потеряла свадебное кольцо с изумрудом, замешивая тесто для пиццы. Когда муж хватился кольца, она сразу смекнула, где оно может быть. Закрыв лавочку, в сопровождении всей округи, супруги ходят по адресам тех, кто приобрёл у них пиццу. Эти визиты просто целая россыпь смешных историй. Лорен, хитрющая, кокетливая, страстная, как ловко она проворачивает свои интрижки прямо под носом у глупого муженька.

Новелла «Похороны ребёнка» оставляет странное ощущение – перед глазами словно разворачивается спектакль. Мать, чей ребёнок умер, как режиссёр, устраивает процессию, где она продумала все детали – в процессию включена даже стайка маленьких детей для усиления впечатления на окружающих. Процессия проходит по глухим улочкам – мать просит возницу катафалка выехать на оживлённую улицу. По дороге она разбрасывает конфеты, привлекая ими ещё больше детей. Мы видим лицо матери, идущей под ручку со своей дочкой, и это лицо выражает странные эмоции – удовлетворение, когда сигналят машины и глазеют любопытные. Жуткая новелла, где переплелись такие взаимоисключающие вещи – смотрите на неё, как она предаётся горю, но она при этом будет наблюдать, какой эффект произвела.

Новелла «Игроки»великолепный образец безупречной иронии. Сам режиссёр Виторио Де Сика играет барона, умудрившегося проиграться в пух и прах. Жена установила жёсткое правило – перед выходом из дома он подвергается унизительному досмотру, чтобы не прихватил из дома чего-то ценного. С кем же он садится за игорный  стол? С маленьким мальчишкой, сыном своего собственного дворецкого в его тесной комнатёнке. Мальчишку отец забирает с улицы, тот скрепя сердце расстаётся с друзьями, но отец просит составить компанию своему господину. И мальчишка доводит своего напарника по картам до белого каления. Ещё бы! Ведь он серьёзен, молчалив и сосредоточен, всегда выигрывает, в то время как барон рвёт и мечет.

Новелла «Тереза» — это история проститутки, которая получила невероятно выгодное предложение выйти замуж за богатого человека. История развивается так напряжённо, что впору назвать её триллером. Каждую секунду ожидаешь какого-то подвоха. Сильвана Мангано играет девушку в ожидании церемонии бракосочетания и свадебного обеда. Всё проходит шумно, весело с песнями под гитару. Но жених странно себя ведёт, он, словно избегает её. Перед самой постелью состоялся жуткий откровенный разговор, где выяснилось, что она избрана для искупления его вины перед семьёй, чья дочь погибла. Замужество ненастоящее, никаких отношений не будет, только демонстрация на людях. Но в остальном она хозяйка всего богатства. Девушка в ярости собирает чемодан и выбегает из дома. Потом, поразмыслив у фонарного столба, она возвращается, чтобы начать осваиваться на новой для себя территории.

Шестая новелла «Профессор» — самая густонаселённая персонажами. Человека, который раздаёт любые советы за деньги, будь то медицина, религия, месть, любовь, играет Эдуардо де Филиппо, блистательный драматург, автор пьесы «Филумена Мортурано» («Брак по-итальянски»).

В картине «Золото Неаполя» главное золото это люди. А также сам город, где сняты все новеллы. Такого города, где на улицах торговали рыбой, выпекали пиццу, ощипывали кур на Рождество, вывешивали бельё, больше нет. Эту ушедшую красоту сумел запечатлеть режиссёр, тем самым рассказав о своей любви всему миру. И не влюбиться в Неаполь после этого признания, невозможно. Попробуйте и вы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *