Похитители велосипедов / Ladri di biciclette (1948) — реж. Витторио Де Сика

Витторио Де Сика – выдающийся итальянский режиссёр. Даже если бы он снял одну картину – «Брак по-итальянски», этого было бы достаточно, чтобы ему поклоняться. Но в его фильмографии несколько шедевров – «Чочара», «Вчера, сегодня, завтра» и «Похитители велосипедов», фильм, ставший настоящей иконой неореализма.

Фильм снят в 1948 году, прошло три года после кровавой войны, в Италии, как во всей Европе, царит нищета и запустение. История, рассказанная в «Похитителях велосипедов», достаёт до самого сердца – она о людях, живущих в отчаянной бедности.
Бедняк Антонио (Ламберто Маджорани) нашёл работу расклейщика афиш только благодаря тому, что у него имелся велосипед. Ему пришлось выкупить свой же велосипед в ломбарде, куда он был заложен ради еды. Чтобы его выкупить, жена отдала последнюю ценность семьи – своё приданое, несколько льняных простыней. Сколько надежд связывала семья с внезапно подвернувшейся работой отца. И в первый же его рабочий день сокровище украли. В отчаянии Антонии бросается к полицейским, но от них мало проку, и Антонио приходится самому пуститься на поиски велосипеда. Эти поиски и составляют основу картины. Антонио словно путешествует по вечному городу, где контрасты оголены до предела – богатство и нищета идут рука об руку. В поисках ему помогают несколько приятелей и сын Бруно.

Считается, что неореализм бесстрастно фиксирует повседневную итальянскую жизнь, но это вовсе не относится к фильму Витторио Де Сики. Нет, в его отношении к беднякам столько сочувствия и сопереживания, что ни о какой бесстрастности и речи быть не может. Как можно не жалеть ребёнка жадными глазами глядящего на богатые столы ресторана? Или не замечать антиамериканского выпада режиссёра – велосипед-то украли, когда Антонио приклеивал афишу с рекламой фильма голливудской звезды Риты Хейворт?

Да и сама жизнь простых итальянцев, приходящих в себя после войны, не может оставить равнодушными даже нас, русских, несмотря на то, что Италия была союзником гитлеровской Германии. Надо сказать, что в этой беспросветно-мрачной истории есть лучик надежды – отношения отца и сына. Понимаешь, что Бруно никогда не забудет этих совместных переживаний во время поиска велосипеда. Отец для него становится настоящим героем.
В фильме играют непрофессиональные актёры, что является типичным для неореализма.

Читайте рецензии на фильмы Витторио Де Сики:

Золото Неаполя

Брак по-итальянски

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *