Продолжаю смотреть восхитительно прекрасные итальянские драмы-комедии и снова фильм Луиджи Коменчини – в главных ролях Джина Лоллобриджида и Витторио де Сика, великий итальянский режиссёр и не менее великий актёр. На этот раз действие происходит в маленькой итальянской деревушке высоко в горах, где даже случаются землетрясения.
В деревне квартируют несколько карабинеров, и к ним присылают нового командира, сержанта Антонио Каратенуто (Витторио де Сика). Хоть он и изрядно поживший на белом свете мужчина, с первой секунды ясно, что он не упустит хорошенькую женщину. Выйдя из автобуса и поставив чемодан на землю, он сразу поинтересовался, есть ли интересные женщины, и какие развлечения может предложить ему, неаполитанцу, деревенька.
Сержант симпатичный и бравый мужчина. На горной тропинке он повстречал главную местную достопримечательность, красавицу Мариеллу на осле, которую все жители зовут не по имени, а по прозвищу – Озорница (Джина Лоллобриджида).
Мариелла бедна, как церковная мышь, она живёт с матерью и выводком братьев в хижине на окраине села, зарабатывая на пропитание воровством и собирательством ягод в лесу. До того момента как любвеобильный сержант положил глаз на Озорницу, в неё порядком влюбился один из карабинеров, симпатичный Пьетро Стелутти (Роберто Риссо).
Но юноша такой скромный и молчаливый, что робеет перед девушкой. Зато Мариелла смелая за двоих. Она всеми способами показывает Пьетро, что неравнодушна к нему. Карабинер догадывается, что его любят взаимно, но, согласно полицейскому уставу, он не имеет права заводить романы, где служит, иначе его ушлют в другую часть, чего ему очень не хочется. Вот он и молчит, как в рот воды набрал.
Сержант быстро освоился в деревеньке и обратил своё внимание ещё на одну женщину, местную акушерку Анареллу (Мариза Мерлини), приятную, вежливую римлянку.
Акушерка в селе нарасхват – селянки рожают направо и налево. Сержанту нравится наблюдать за Анареллой, которая живёт в доме напротив. Он точно влюбился и готов к серьёзным отношениям, пока служанка Кармелла, старая сплетница не сообщает ему, что акушерка ездит каждый месяц в Рим дня на два и приезжает оттуда счастливая и довольная. Всё понятно. Мужчина.
Каратенуто переключается на Озорницу. Ему кажется, он легко добьётся у неё взаимности.
Только плавание в реке и попытка её поцеловать ни к чему не привели. Мариелла умеет держать мужчин на расстоянии. Ей некому за неё постоять, и мужчины уже давно поняли, что эта девушка без борьбы не сдастся. Местный священник Эмидио очень справедливый, что редко встретишь на экране. Он не только умеет попенять Мариелле, а жалуются на девушку все, кому не лень, но и поддержать. Как мужчина он понимает её ситуацию – красивая и беззащитная. Его справедливость проявилась и в отношении собственной племянницы Паолетты (Мария-Пиа-Касилио), у которой под набожностью скрывается самая бунтарская натура – она тоже мечтает заполучить молодого карабинера в мужья.
Сплетница Кармелла и в этой ситуации себя проявила – придумала, что карабинер влюблён в Паолетту и всё у них слажено. Бедная Озорница так рассердилась на эту парочку, что стала на них набрасываться. Так бы это недоразумение и продолжалось, не возьми священник ситуацию в свои руки. Он открытым текстом объяснил сержанту, что Мариелла и Пьетро любят друг друга и надо им помочь. Новость оглоушила Каратенуто, но и опустила его на землю. Как хорошо, что он не стал строить козни влюблённым, а отправил подчинённого прямо в объятия любимой.
Сцена в лесу, где произошло объяснение Пьетро и Мариеллы, трогательная и непохожая на виденное ранее. Карабинер не такой уж скромный, а Озорница не такая уж напористая. Любовь всё расставила по местам.
Фильм «Хлеб, любовь и фантазия» это народная комедия, очень популярный жанр послевоенной Италии. Бедность несусветная, нищета, а потому немножко фантазии и любви – отличная добавка к простому крестьянскому хлебу.