Снова нуар. Снова я получаю эстетическое удовольствие от роскошной чёрно-белой картинки. Снова погружаюсь в неудобоваримую историю. Да, хорошая логичная история в нуаре такая редкость, к великому сожалению. Чаще всего, приходится посылать к чертям собачьим весь рассказ и следовать только за передвижениями персонажей в надежде, что к концу что-то размотается.
Чаще всего не разматывается. Как, например, в «Падшем воробье». Конечно, можно пересмотреть картину. И ещё раз, и ещё. Но уж очень не хочется к ней возвращаться, а потому просто делюсь своим прочтением самого поверхностного слоя.
Не ожидала, что после такого большого количества фильмов в жанре нуар, что я смотрю последние годы, смогу чему-то удивляться. Но снова поражена. Такого наворотили в полуторачасовой картине! Вырвавшийся из застенков франкистского режима Кит, узнаёт, что в Нью-Йорке при странных обстоятельствах погиб его лучший друг и товарищ Луи Лепетино, лейтенант полиции. Именно Луи смог вызволить его из фашистского ада, где Кит прошёл изуверские пытки времён Великой инквизиции. Все эти испытания были на него брошены с единственной целью, выведать, где спрятано знамя бригады, которой командовал Кит. От бригады никого не осталось, членов, одного за другим, убрал элитный спецназ. Но бригада выполнила свою задачу – истребила фашистского генерала, которым дорожил сам Гитлер. Кит прошёл пытки и издевательства, не выдав своего секрета. После побега он некоторое время провёл на ранчо в Техасе, залечивая свою убитую психику. С этим посттравматическим синдромом он возвращается в Нью-Йорк, где приходится расспрашивать всех, кто в тот роковой вечер оказался поблизости от места трагедии.
И компания эта очень подозрительная в интернациональном смысле. Европейская знать в виде князя, претендента на французский трон, двух родственников, дядя и племянник Каас из Венгрии, непонятного происхождения пианист Антон, надо полагать, русский эмигрант. А также внучка французского монархиста Тонни Донни, две подруги Кита, Барби и Уитни, одна из которых чуть ли не бывшая невеста.
Все они ведут себя многозначительно и каждого можно легко представить, как он или она подталкивает полицейского Луи Лепетино к открытому окну. Особенно «она». Уж больно падок на красивых женщин был неудачливый коп.
На дворе середина второй мировой войны, и Голливуд отчаянно стремится внести свои пять копеек в приближение победы над фашизмом. В «Падшем воробье» эта тема приобрела фантастическую окраску. Шпионская сеть фашистов раскинулась в самом центре Нью-Йорка под личиной князей и графов, титулов, которые сводят с ума американцев. Полиция ведёт расследование кое-как, закрывая глаза на детали. А ведь погиб один из полицейских!
Джон Гарфилд в роли Джона Маккитрика по кличке «Кит» — типичный персонаж из нуара, балансирующего на грани. Он сам себе закон и порядок, а потому решает, когда и как пустит пулю в лоб «хромому». Этот «хромой» преследует парня со времён тюрьмы, и Кит рассказывает своему приятелю Эйбу, как звуки стали определять его жизнь в полной темноте. Шаги, припадающего на одну ногу человека, означали начало мучительных пыток. Гарфилд передаёт муку своего персонажа настолько висцерально, что ощущаешь, как он вспотел от преследуемых воспоминаний.
Его Кит мало говорит, но действует стремительно, осознавая, что может не успеть выстрелить первым. Сцены с «хромым» действительно пугают.
Женщины, как и принято в нуаре, самые ненадёжные. Все трое безбожно врут и у каждой своя мутная причина для лжи. Понять и поверить в их басни я не в силах. Оказывается, Кит тоже им не верит. Все три женщины красотки на любой вкус. Я с трудом признала Морин О’Хару в роли Донни.
А ведь она меня просто покорила в сногсшибательном приключенческом фильме «Чёрный лебедь».
Было смешно, когда подруга детства Кита, Уитни, вдруг запела на русском языке в ночном клубе. Это надо видеть и слышать!
Если вы видели «Мальтийского сокола», один из самых великих нуаров, то вам будет не очень трудно следить за нитью повествования. Эта нить то обрывается, то ведёт в тупик. В «Мальтийском соколе» все ищут, сбиваясь с ног, птичку. В ней спрятано сокровище и эти действия абсолютно понятны. Здесь же, в «Падшем воробье», невзирая на название, ищут штандарт, полковое знамя, символ свободы, непокорности режиму. И это как-то слишком пафосно и абстрактно. Кроме того, разливается вино в бокалы с эмблемой дома Борджиа, что настраивает сразу на мысли об отравление ядом. Так и происходит. По Станиславскому.
Вообще, картина переполнена многозначительными персонажами. И доктор Скаас, отъявленный злодей и садист, вызвал во мне душевный отклик.
Сначала я не могла понять, почему. А когда догадалась, мне стало стыдно – не узнала любимого актёра Вальтера Слезака в таком образе. Ему пять баллов, мне двойка. Он так мне понравился в «Приходи в сентябре», «Очень необычная услуга», «Люди будут судачить», а здесь я не признала его. Зато вездесущий Майк Лэлли, любимец сериала «Коломбо» сразил меня своим персонажем, настоящий ковбой! А роль-то пустячная – водитель такси, но зато всегда под рукой у главного героя Кита Маккитрика.
Перехожу к заключению. Фильм «Падший воробей» (это имя Кит адресует к Донни, женщине, ведущей хитрую игру на несколько фронтов) не самый лучший в своём жанре, но я получила свою порцию мороженого – встретилась впервые с легендарным Джоном Гарфилдом, и он напомнил мне почему-то моего любимого в некоторых фильмах Джозефа Гордона-Левитта. Конечно, «Падший воробей» — свежая страница в моём изучении жанра нуар – испанская тема, фашизм. Кроме того, люблю, когда мои знакомые актёры блистают новыми гранями — упомянутые Морин О’Хара и Вальтер Слезак. И это тот Голливуд, который я обожаю.