Запомни эту ночь \ Remember the Night (1939) – реж. Митчелл Лейзен

 

В фильме «Запомни эту ночь» произошла моя удивительная встреча с актерами Барбарой Стэнвик и Фредом Макмюрреем, которые меня впечатлили своей игрой в одном из самых знаменитых нуаров «Двойная страховка». Мне очень хотелось посмотреть, какие они были за пять лет до большой славы. Очень молодые, очень милые, они рассказали свою историю любви, которая, как чудо, настигла их в Рождество и Новый год.

История эта фантастическая и могла произойти только в праздник, когда все ждут подарков. Некоторые, такие как, Ли (Барбара Стэнвик), преподносят подарки сами себе. Она профессиональная воровка, и мастерски уходит из ювелирных магазинов с дорогими вещами, не заплатив за них.

На этот раз она попалась. Она нанимает чудаковатого адвоката, умеющего налаживать контакты с присяжными. Он устраивает настоящий спектакль перед опешившими людьми, чей голос так важен в вынесении вердикта, что у судьи, ведущего заседание, челюсть отвисла.

А прокурор Джон Сарджент (Фред Макмюррей) едва сдерживается, чтоб не покатиться от смеха.

Да и сама обвиняемая воспринимает с юмором речь защиты. Конечно, он прав, на ней использовали гипноз, она поддалась психологическому воздействию и опомнилась лишь в другом конце города.

Джон получил приказ засадить эту девушку в тюрьму, но по окончании грядущих праздников. А это как раз и не нужно защите. После праздников все может кончиться плохо для подзащитной, а сейчас, когда все спешат в ожидании домашнего пиршества, можно получить снисхождение. Ничего не вышло.

Обвинитель отодвинул решение суда на недельный срок, девушку отправляют в камеру, если она не внесет залог в пять тысяч долларов. Денег у нее нет, и залог вносит Джон. Ему жаль девушку уже сейчас, а ведь он собирается посадить ее на несколько лет по-настоящему.

Все происходит так быстро, что и опомниться некогда. Помощник Джона приводит девушку к нему домой, оставляет в его квартире к полной растерянности хозяина. Что с ней делать? Ли ведет себя абсолютно раскованно, ей даже любопытно, как разрулит ситуацию этот привлекательный мужчина.

Сначала он ведет ее в ресторан поесть. Потанцевать. Потом Джон едет к своей матери и тете, чтобы вместе встретить Рождество. К этому моменту он уже знает, что Ли почти из тех же мест, что и он, и они топали по одним и тем же тропкам.

Жанр роуд-муви подразумевает совместное путешествие персонажей и открытия, которые они делают друг в друге за время пути. Так и здесь, садясь в машину абсолютным незнакомцами (ну, разве что Джону хорошо известно криминальное прошлое Ли), они в дороге получают богатую информацию и не только из собственных рассказов о себе, а скорее, стороннюю, поведенческую. Вторжение на частную территорию заканчивается арестом, пожаром и бегством.

Если этот эпизод смешной и выявляет прямо противоположное отношение Джона и Ли к происшествию, то визит к ее надменной матери ужасает обоих. В страшном доме, где прошло детство Ли с такой беспощадной матерью, становится понятно, почему девушка двинулась по кривой дорожке.

Из жалости он предлагает ей поехать к его родителям и провести там праздники. Думаю, в этот момент ее фундамент, в основе которого цинизм и неверие людям, пошатнулся. А уж полное погружение в семью Джона с добрейшими и сердечными людьми, лишили ее всей напускной стойкости и бесстрашия.

Раздача подарков (и о ней не забыли!), рождественский ужин, бесхитростное пение под фортепиано, танцы в сельском клубе в старинных костюмах первых поселенцев и поцелуй под бой часов, возвестивших наступление нового года – все это смутило и растрогало бедную Ли.

Поразителен разговор с матерью Джона. Откровенный и горькой разговор, рассказ о том, как тяжело шел ее сын к должности прокурора, как трудился, не покладая рук, чтобы заработать на учебу. Работал и во время учебы в университете. Как надеется мать, что его карьеру никто и ничто не запятнает.

Актриса Барбара Стэнвик («Странная любовь Марты Айверс«) тонко передает эмоции своей героини. Она заигралась. Слишком поддалась очарованию семейной атмосферы в доме Джона, включилась в привычную игру, забыв, что он прокурор и завтра в Нью-Йоркском суде решится ее судьба. Да и разве они пара? Воровка и прокурор! Она словно проснулась от чарующего сна во время разговора с матерью Джона, которая стала ей такой близкой за эти дни.

Разве знала она в своей жизни любовь и заботу матери? Меня все время преследовал образ другой женщины, созданный Барбарой Стэнвик в «Двойной страховке»! Как разительно отличаются эти две роли преступниц! Я и не подозревала, что актриса может играть с такой теплотой, заставляя сопереживать своему персонажу.

Фред Макмюррей не затесался в мой большой список любимчиков. Пожалуй, он для меня остался обыкновенной американской звездой, симпатичный, не слишком эмоциональный и не очень разнообразный в своем лицедействе. В комедии «Неудачник и я» он тоже действовал в заданных обстоятельствах и не очень запомнился.  В «Двойной страховке» его персонаж слишком отрицательный, чтобы мне захотелось продолжать с ним знакомство, хоть и сыгран с блеском.

Может, дать ему еще один шанс, чтобы влюбить в себя? Попробую.

P.S. Митчелл Лейзен, режиссер этого фильма, также снял картину «Задержите рассвет!» и я собираюсь посмотреть еще несколько картин из его фильмографии. Сценарий написал Престон Стёрджес, режиссер замечательного фильма «Только ваш». Как же тесен голливудский мир! Я хожу по сплошным знакомым адресам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *