«Всё, что дозволено небесами» — самый ярчайший пример мелодрамы. Снята она Дугласом Сирком, королём этого жанра. Он не только умел рассказать любовную историю, которая задевает за живое, но он создал свой визуальный мир богатых красок, роскошных интерьеров и захватывающих дух ландшафтов. За ним следует Тодд Хейнс в своей драме «Кэрол» и особенно в картине «Вдали от рая». Действительно, с самых первых кадров зритель погружается в такую палитру осени, что слепит глаза – красный цвет буквально заливает экран. А оттенки жёлтого?
И вдруг бирюзовый на шарфе Кери, героини повествования.
Её одежда практически скопирована для персонажа Кейт Бланшетт в «Кэрол». Иногда думаешь, а как же жить в такой безумной красоте? Конечно, всё доведено до абсурдных излишеств – всего слишком много в кадре – красок, предметов роскоши, даже природы. Режиссёру показалось мало неземной красоты того места, где живёт красавец Рон (Рок Хадсон), он щедро добавил в кадр косулю. Она ручная и отлично позирует перед камерой.
Надо сказать, что Сирк открыл для себя неистощимую формулу успеха – он нашёл свою музу в лице Рока Хадсона и подарил американкам мечту вставать и ложиться с именем этого актёра. Целые десятилетия он отравлял их мужьям существование – никто не мог выиграть с ним в сравнении. 196 см идеальной мужской красоты и обаяния – вот что такое Рок.
Можно только представить, как завидовали зрительницы каждой партнёрше Хадсона, например, Дорис Дэй, сыгравшей с ним в трёх картинах. Или Джине Лоллобриджиде! Или Джейн Уаймен!
В мелодраме «Всё, что дозволено небесами» 38-летняя Уаймен играет богатую вдову Кери Скотт.
У неё двое взрослых детей, Кей и Дэн, заканчивающих университет. Кери – часть закрытого элитарного круга, куда просто так не попадёшь, и он диктует все правила жизни для своих членов. На дворе середина 50-х, а они все живут по понятиям 19 века: это нельзя, с тем не встречайся. Интрижку с человеком не своего круга простить могут, но замужество – нет. Заклюют.
Сегодня это воспринимается нелепо, невероятно, однако так было – каждый сверчок знай свой шесток. И не могло не случиться так, чтобы Кери не влюбилась в Рона, своего садовника. Он и не садовник вовсе, а просто завершил дело своего отца – провёл обрезку деревьев в саду миссис Скотт. Смотреть на Хадсона в рабочих перчатках, таскающего ветки и камни, так весело. За версту видно, где его место – высокогорные курорты, дорогие отели, раритетные автомобили. Он положил глаз на Кери, видимо, присмотрелся к ней за время своей работы по саду. Заметил её одиночество, изолированность от всего, грусть. Опытной рукой он берётся за дело. Она и в себя прийти не успела, как он уже повёз её знакомиться со своим местом обитания!
Это место настолько прекрасно, что все жилища членов элитарного клуба можно смело вычеркнуть из памяти. Пусть останутся просто пятна. Рон живёт в деревянном доме рядом с мельницей. Всё это принадлежало его отцу, и он счастлив на этой земле. Кери с восторгом озирается вокруг, и заброшенная мельница ей особенно по вкусу – она бегает по помещениям, как девчонка. Такое впечатление, что ей осточертели интерьеры супружеского гнезда, где ничего нельзя менять и сдвигать с места, чтобы не потревожить память предков. Кошмар!
За нею пристально наблюдает Рон. Он точно не ошибся в этой женщине! Затем он приглашает Кери навестить своих близких друзей. И эти люди – полный контраст с теми снобами, что окружали и окружают Кери. Она с жадностью черпает любые крохи информации о Роне. Суть его натуры – минимализм и жизнь среди природы. Он не станет меняться в угоду кому-либо, поскольку является самодостаточным и цельным человеком. И ещё очень смелым. За плечами у него война в Корее, и он выстрадал свой независимый путь в жизни. Кери понимает, что встретила непростого парня, вернее, не того, которого можно запросто привести в свой круг на смотрины. Ей также совершенно понятно, что назревает конфликт с собственными детьми. Но ей невдомёк, что она получит от них ультиматум. А от своих приятелей чёрную метку: мы его не хотим! Рон скептически наблюдает за взаимоотношениями Кери со своим кругом, а знакомство с её детьми даёт ему полное представление о том, как непросто ей будет сделать выбор.
Несмотря на любовь, которую она испытывает к Рону, выбор сделать придётся. Рон не давит, не прессует, он даёт ей возможность самой решить, как поступить лучше. Возмущает эгоизм её детей – они не только добиваются её отказа от любимого, но и сами начинают устраиваться в жизни без неё – одна в Нью-Йорке, другой в Париже. Так было и будет во все времена – люди решают свои проблемы за счёт других и бессердечно перешагивают через своих близких. И слава мелодраме, жанру, дающему надежду на счастливый конец истории!
Джейн Уаймен я видела в поразительной драме «Потерянный уикэнд», где у неё роль женщины, влюблённой в алкоголика. Здесь она, на мой взгляд, несколько старовата для тридцатилетнего Хадсона. Восемь лет разницы в возрасте это не много, если женщина жизнерадостна, у неё много увлечений. Но у меня не создалось такого впечатления от Кери – скорее, ей подошёл бы Харви, друг её мужа, у которого на уме только здоровье, лечение и покой. Вдобавок, Кери ревнует! Девушки так и вьются вокруг Рона, а он и не собирается отказываться от лёгкого флирта. Если Кери с этим не смирится, её ждёт ад.
Из окружения Кери мне больше всех понравилась её подруга Сара, которую играет замечательная актриса Агнес Мурхед («Тише… тише, милая Шарлотта», «Лебедь»). Пожалуй, она одна примет выбор Кери и, возможно, Рон сумеет обратить в свою веру и её. Не зря книга Генри Дэвида Торо «Уолден, или Жизнь в лесу» так настойчиво лезет в кадр и в руки Кери.
Кери словно бы получила озарение, внутренний свет, и стала нащупывать новую тропинку в своей жизни.