Это статья Эндрю Уилтона, знатока и эксперта творчества Уильяма Тёрнера. Восхищаясь фильмом Майка Ли «Уильям Тёрнер», он, тем не менее, удивляется тому, как непрофессионально раскрыт сам процесс создания картин.
В фильме «Контракт рисовальщика» Питер Гринуэй тщательно воспроизводит аутентичные интерьеры, костюмы 17 века, но когда дело доходит до самих рисунков, являющихся фокусом истории, они словно целиком заимствованы из конца 20 века. Такую же ошибку допускает Дерек Джармен в байопике «Караваджо», демонстрируя живописные техники, невообразимые в те времена.
Когда я и мои коллеги из Наследия Дома Тёрнера были приглашены консультировать Майка Ли и его команду, мы увидели, что они полностью погрузились в художника, его жизнь и его эпоху. Они уже много чего прочитали, были готовы к творческим спорам и совсем не нуждались в наших наставлениях.
Результат вызвал двоякое чувство – фильм показался и знакомым и чужим одновременно: Тёрнер и его 19 век сотворён творческими умами, совершенно отличными от того, что сохранено историками и музейными хранителями.
Всем известно, насколько самобытен режиссёр Майк Ли (Ещё один год, Обнажённые, Карьеристки, Тайны и ложь). Его методы непостижимы, все карты он держит при себе. Кажется, что он вступает в мистическое соглашение со своими актёрами, которые присоединяются к нему в страстном желании приблизиться как можно ближе к объекту исследования, раствориться в своих персонажах и событиях и прожить их не как простые имитаторы, а как воплощение тех людей и событий. И система Станиславского только стартовая площадка, которая запускает метод Ли.
А сам сюжет рождается из дискуссии, доходящей до белого каления.
Венцом всех усилий стал волнующий и прекрасный фильм, сконцентрированный на мощной игре Тимоти Сполла в роли художника Тёрнера: резкого, грубоватого, свиноподобного, но в то же время чувствительного и тонкого. Это убедительно впечатляет, но это не тот Тёрнер, которого я знаю.
Прежде всего, возникает вопрос о речи. Актёры импровизируют с разговорной речью Тёрнеровского времени. Это очень рискованно. Чудесным образом эксперимент не становится комичным или болезненно анахроничным. Зато я был удивлён самой первой сценой фильма. Мы в Голландии (в кадре мельница), две девушки в белых кружевных чепцах идут по тропинке навстречу зрителю, бойко тараторя на датском наречии 1820 года. Они проходят мимо, и камера показывает нам человека, делающего наброски заката.
Когда Тёрнер путешествовал, он зарисовывал многочисленные детали местных костюмов, ремёсел, работников. Его датские тетради в особенности заполнены такими наблюдениями.
Почему же он не обратил внимания на этих девушек в их удивительных шапочках, когда фильм нам ясно даёт понять, что Тёрнер ценитель женской красоты? Разве больше смысла в том, чтобы стоять на плотине и рисовать закат?
Если нас вводят в Голландию с первых кадров, почему в дальнейшем не фигурируют многочисленные датские морские пейзажи Тёрнера?
Сполл сделал много, чтобы правильно показать, как творил художник и, в некотором смысле, успешно. Однако он упустил решающий момент — Тёрнер был миниатюристом по своему характеру.
Он написал огромное число акварелей в мелком формате, сжав поразительное скопище топографических и атмосферных деталей.
Если вы внимательно вглядитесь в его полотна, вы сразу оцените их тщательную детализацию.
Понятно, почему Тёрнер приходил в ярость, когда критики назвали его работы «мылом и извёсткой».
И Сполл решительно демонстрирует приверженность школе «мыла и извёстки».
Он пишет крупными мазками, плюётся и бьёт по холстам, играя то, что современная публика считает Тёрнером, и чего требует модернизм.
С тем же вдохновением Сполл рисует карандашом или мелом, держась за дальний край, что делает невозможным тонкую работу, например, такую, как изгибы готического окна или кружевной чепец.
Широкие жесты хороши в кино, но они становятся карикатурой на деликатные работы самого художника.
В то же время актёр показывает такую глубину человеческих чувств своего героя, о которых мы и не подозревали.
источник — The Guardian
Фильм не смотрела (!), хотя обожаю картины Тёрнера, глаз невозможно оторвать. Его техника, действительно, кажется нарочито небрежной; только попробуйте воспроизвести, и ничего не получится, т.к. в каждом мазке своя игра света и тени.
Всё равно интересно посмотреть!
Все как один пишут о гениальной игре Тимоти Сполла, пророчат ему Оскара. Я мало знаю творчество Тёрнера, но очень люблю его пейзажи. Мне кажется, что то, как художник пишет свою работу с точки зрения техники, совсем неважно для зрителя. Нам важна его эмоциональность, его настрой. Конечно, замечания искусствоведа существенны, особенно об отсутствии логики — ну нет девушек в чепцах и нет его знаменитых датских пейзажей, действительно, при написании деталей другой подход, но сам же критик говорит, насколько великолепен Сполл. А это и есть самый важный момент в байопике — интересна тебе историческая личность, убедительно представлена эпоха, любопытно следить за развитием сюжета — всё, это успех! А как он там рисует, держит карандаш с кистью за концы или середину, совсем пустяк на фоне грандиозности личности.
Я по Вашей наводке посмотрела фильм «Тайны и ложь» и была очарована игрой британских актёров и ,в частности, игрой Т.Сполла! Очень тонкий актёр, что кажется немного странным при такой внешности.Он любимец Ли, а это дорогого стоит.
Мне очень нравится Ваш сайт и Ваши рецензии, спасибо! Я вот только утратила одно письмо со списком фильмов, где как-раз и нашла «Тайны и ложь». В том списочке многое еще не успела посмотреть. Может быть Вы мне его продублируете? Спасибо заранее!
Как приятно, Елена, огромное спасибо — вдохновляете на новые статьи. А вы не помните, в связи с чем появился этот список? В комментариях? Отдельным постом? И этот список связан с творчеством Майка Ли? https://yaokino.ru/samye-romanticheskie-filmy это список романтических фильмов (часто к ним возвращаюсь, никогда не подводят), в этом списке серьёзные фильмы, там есть «Тайны и ложь» https://yaokino.ru/podarok-zhenshynam-v-den-8-marta Напишите, что Вы особенно любите, с огромной радостью буду советовать Вам фильмы из собственного опыта.