Карьеристки \ Career Girls (1997) – режиссёр Майк Ли

 

Майк Ли одержал очередную победу, создав ещё одну историю на экране. Победа эта далась не  просто, а болезненно — мучительно. Жизнь его героев не так- то легко видоизменяется. Его герои не перевоплощаются  в одночасье: легли спать накануне отрицательными персонажами, а утром не узнать. Чаще всего они остаются теми, кого мы видим в начале, но таинственным образом они находят мужество двигаться дальше со всеми своими издержками и недостатками.
«Карьеристки» — фильм, снятый сразу после прославленной картины «Тайны и ложь». «Карьеристки» это фильм о 30-летних женщинах. Ещё семь лет назад они учились в университете в Лондоне  и  снимали одну квартиру на двоих.

Теперь они встретились снова. Изменилась ли их жизнь к лучшему с тех пор? Пожалуй, да. Добились ли они того, к чему стремились? Нет. Уверены ли они в том, что идут в правильном направлении? Не очень.
Энни (Линда Стедман) садится на поезд, чтобы увидеться с Ханной (Кэтрин Картлидж), которая так и живёт в Лондоне после окончания университета. Энни напряжена как гитарная струна: она говорит отрывисто, словно с великим трудом расстаётся со словами. Она явно стала лучше сейчас, чем тогда, когда семь лет назад откликнулась на объявление с просьбой разделить жильё с двумя другими девушками.

В то время у Энни была  отталкивающая внешность-  словно струпья покрывали пол лица. И не надо быть специалистом, чтобы догадаться, что всё это  связано с состоянием её нервной системы.
Режиссёр любит отпускать сцены в свободное плавание. Они не стремятся стремглав к развязке, потому что для Майка Ли важнее то, как разговаривают герои, чем их решения. Обе главные актрисы очень манерны, видимо, по договорённости с   режиссёром.

Когда мы смотрим на их жесты, слышим запинающуюся неровную речь, нам на ум сразу приходят десятки других фильмов, где герои молвят как по писаному, словно вызубрили свои речи на зубок. Но не такая Энни, вечно смущающаяся, робкая. Или Ханна, словно заведённая пружина, всегда готовая наброситься по поводу или без повода.

На ум почему-то сразу приходит  Бенисио дель Торо в фильме «Лишний багаж» (Excess Baggage), где он также нашёл свежие краски для своей манеры говорить медлительно-лениво. Чёткая артикуляция иногда кажется  искусственной, аффектированной, если  это не  специальный подарок актёра нам, зрителям. «Карьеристки»-это своего рода   мастерская, где учат разным способам говорить.
Две женщины встречаются, разговаривают, решают пойти посмотреть квартиру. Ханна собирается приобрести новое достойное жильё. Вот здесь-то они и сталкиваются с мужчиной из их общего прошлого: агент по недвижимости Эдриен (Джо Такер) когда-то спал с обеими девушками, но так и не смог вспомнить ни ту, ни другую.

По мере продвижения фильма мы постепенно осознаём, что никаких таких откровений мы не получим. Энни и Ханна в середине своего пути. Они знают, откуда они родом, но куда они двигаются абсолютно неясно и размыто. Они одинаково успешны и неудачливы, счастливы и несчастны, они обе имеют какую-то работу, которая их кормит и даёт уверенность в завтрашнем дне.

Короче, они работают как большинство молодых в мегаполисах, и квартира, которую они снимают, является мерилом их успешности. Недаром выглядывая из окна квартиры, которую ей показывает агент, Ханна философствует:

«Отсюда хорошо видно классовую битву».

Какой смысл от фильма «Карьеристки»?  Он будит рефлексии. Фильмы с плотным сюжетом создают цель и неотвратимо двигаются в этом направлении, а мы отправляемся домой с ощущением того, что что-то совершилось и дошло до логического конца. В фильмах Майка Ли осознаёшь совсем другую ценность.

Большая часть нашей жизни состоит из чистой рутины – работы и элементарного сведения концов с концами. Но внезапно в эту тягучую размеренную жизнь врываются мысли о том, куда могла бы занести нас судьба, если бы мы постарались, и в любовном, и в финансовом, и в духовном, и даже в географическом отношении. Мы никогда не попадём в тот пункт назначения, но мысли не дают нам покоя и заставляют шевелиться.

У Энни и Ханны есть замечательная игра, в которую они периодически играют.

Они берут в руки книгу Эмили Бронте «Грозовой перевал» и, повторив как молитву, «Мисс Бронте, мисс Бронте» задают свой вопрос как на спиритической доске Уиджа. Потом открывают страницу наугад и читают ответ. Я узнала издание, которое используют девушки в качестве гадания, издательство «Пингвин» 1965 года. У меня точно такая же книга на полке.  Я достаю книгу, произношу положенные слова,  а потом задаю свой вопрос

«Что ты скажешь о героинях фильма «Карьеристки»?

Открываю наугад страницу  и читаю:

«Ах, я вся горю! Как я хочу убежать отсюда в поле!  Хочу снова стать девчонкой, полудикой, смелой  и  свободной — и смеяться  в ответ на обиды, а не сходить от них с ума!»

Энди Сёркис появляется в эпизодической роли в фильме «Карьеристки».  Девушки ищут новую, соответствующую статусу квартиру, и по объявлению приходят к совершенно дикому герою Сёркиса.

Это один из самых ярких  моментов картины. Жалко, что очень часто его богатейшую мимику и пластику используют только для таких ролей как Кинг Конг или Голлум.  Он — самая настоящая звезда, потому что так ярко светит, когда появляется на экране.

P.S. Кэтрин Картлидж (Ханна) ушла из жизни в 41 год.

Посмотреть фильм Карьеристки (Career Girls) онлайн

 

2 комментария to Карьеристки \ Career Girls (1997) – режиссёр Майк Ли

  1. Мария:

    Посмотрела «Еще один год» «Любовь и тепло.надежда и отчаиние.Одиночество.Рождение .Смерть» …все в фильме….Все это жизнь….Восхищаюсь фильмами этого режиссера… Спасибо.что дали такую возможность познакомиться с его творчеством…Обезательно порекомендую к просмотру своим знакомым.

  2. georgina:

    Как я рада, что мой совет пригодился, что режиссёр нашёл ещё одного почитателя.
    Мария, посмотрите «40 оттенков грусти» и смело переходите к Вуди Аллену, почему-то я думаю, что он ваш режиссёр. Особенно его «Ханна и её сёстры».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *