Когда начинают говорить о фильме Майка Ли «Обнажённая» 1993 года, то разговор неизбежно переходит на Дэвида Тьюлиса и его изматывающую все нервы мастерскую игру в роли бесчувственного скитальца Джонни, который скользит по жизни подобно хирургическому ланцету. И даже полностью склоняясь в почтении перед великолепной игрой актёра — виртуозной, поразительно манерной с обличительными речами, произнесёнными с запредельной скоростью – его триумф не стал бы полным без персонажей второго плана вокруг него, например, такого как придурковатый паренёк из Шотландии с синдромом Туретта, которого Джонни повстречал во время своих скитаний по ночному Лондону. Безудержные философские тирады Джонни просто меркнут перед шотландским напористым сквернословием.
Есть также явно не лишённый интеллекта ночной охранник, впустивший Джонни на свою огромную подведомственную территорию. Охранник сам натолкнул Джонни на рассуждения о близящемся конце света, сказав, что охраняет пустоту.
Сам Джонни примчался в Лондон без ясного плана в голове, он просто уносил ноги от разъярённой семьи своей очередной подружки. В Лондоне у него нет никого, кроме Луизы (Лесли Шарп), с которой он грубо расстался.
Ожидая возвращения Луизы с работы, он познакомился с её соседкой Софи, неустроенной во всех отношениях личностью, наркоманкой. Софи играет Кэтрин Картлидж, она же главная актриса другого фильма Майка Ли, «Карьеристки».
В роли Софи актриса словно пытается спрятаться от камеры, но благодаря её актёрской алхимии, это делает образ ещё более интересным.
То, что она умеет подчинять себе экран тончайшими нюансами игры и жеста, доказано её блестящей ролью мудрой сестры главной героини у Ларса фон Триера в фильме «Рассекая волны» и проститутки в «Клэр Долан». С тех пор как Картлидж умерла в 2002 году от осложнений, связанных с воспалением лёгких, её коллеги не перестают оплакивать потерю одой из самых непредсказуемых и бескомпромиссных актрис. Фильм «Обнажённые» остаётся самым главным свидетельством её поразительного таланта, её игра потрясает, это как крик через шёпот.
С её вечно опущенным в пол взором, мимолётными взглядами и особенной манерой произношения в нос, практически не раскрывая рта, как чревовещатель, Картлидж делает свою героиню очень мрачной. Вдобавок она укутана в готские чёрные тряпки- кожаный жилет, чулки в сетку с дырками. Свою кофту, где всё наружу, она использует и как щит и как оружие в сексуальном флирте: она воровато обнажает плечи, как только Джонни появляется в комнате в поисках Луизы. Всё это у неё происходит на уровне рефлекса, механически, сразу заявить, как уязвима она перед незнакомцем, как готова пойти с ним как угодно далеко. Что бы ни предприняла Софи, это может быть только самый худший сценарий, но то, что это сложная натура, Картлидж умело раскрывает, представляя нам разные грани девушки.
Особенно интересно то, что актриса с высоким интеллектом так убедительно создала образ глуповатой, находящейся в дремотном состоянии Софи. Эта её рассеянность порой вызывает смех, а порой горечь. Джонни в её жизни – самая пустая, ненадёжная связь, очередное разочарование, которое может стать самым трагическим.
Джонни продолжает свою ночную одиссею по Лондону, сталкиваясь с разными людьми, которые проживают целую историю на наших глазах. Поражает его полное пренебрежение к людям. Он использует всех, кто попадает ему на пути. Ему везёт — женщины готовы впустить его в свой постылый одинокий мир, ничего не прося взамен, только участия, только его внимания. Но даже на такую малость он не способен — насмешки, морализаторство, исторические экскурсы, это всегда пожалуйста. Он совершенно глухой, он такой родился, ему так удобно, он всегда отвечает вопросом на вопрос. Странно, что он практически не расстаётся с книгой. Даже попав ради спортивного интереса в комнату пьяной женщины, он умудрился взять несколько книг, среди которых «Эмма» Джейн Остен. Книгам режиссёр придаёт какой-то тайный смысл. Его герои либо прячутся за ними от жестокого мира, либо ищут в книгах ответ на вопрос «Как жить дальше?». В «Карьеристках» такой пророческой книгой служил «Грозовой перевал» Эмили Бронте.
Беззащитным существам он постоянно приносит одну только боль, он ничем не отличается от прирождённого садиста Джереми (Грег Кратвелл), богатого мафиози, собирающего плату со своих квартиросъёмщиков. Тот насилует Софи всеми возможными способами, а потом кидает ей под ноги 190 фунтов, но она брезгует даже притронуться к этим деньгам, так омерзителен их хозяин.
После долгого бесцельного путешествия по ночному мегаполису, избитый в кровь, Джонни приползает опять к дому Луизы и Софи. Утром Луиза решает взять расчёт и вернуться домой в Манчестер и, возможно, попробовать начать жить заново. Они обмениваются поцелуями, а во взгляде Джонни что-то похожее на теплоту. На столе лежат бесхозные деньги, а дверь на улицу не заперта. Даже на одной ноге можно уйти, куда подальше от соблазнительного домашнего уюта, надёжности и постоянной женщины под боком. Это ему не впервой.
P.S. По поводу разночтения в названии фильма «Обнажённые» и «Обнажённая» — решайте сами. Я считаю, что название не относится к телесной обнажённости, перед нами обнажены души всех персонажей, они все вывернуты наизнанку.
Спасибо за чудесную, удивительно тонкую и мастерски написанную рецензию. Обязательно посмотрю фильм.
Очень приятно получить от Вас похвалу.
если Вы не видели «Тайны и ложь», то начните знакомство с Майком Ли с этого его фильма.
Удивительно, а вот я начинал смотреть «Тайны и ложь» где-то 3 раза, но каждый раз не мог досмотреть, что вообще для меня редкость, т.к. из принципа досматриваю фильмы любого качества. Посему лично я советовал бы начинать знакомство с с Naked.
Неужели Тайны и Ложь для вас слишком «женское» кино?
Может, меня просто захватила история, где разрушены все стереотипы… И герой Сполла меня так покорил, я бы очень хотела иметь такого брата.
«Женское» там однозначно было, но это меня не отталкивает, если кино умное. Я и не помню, чтобы это кино было глупым, и несмотря на то, что все фильмы Майка Ли что я видел мне нравились, даже менее признанные, чем этот, стыдно признаться — в этом я ничего рассмотреть не мог. Показалось пустым повествованием. Какая-то ошибка, как я понимаю. Пересматривать почему-то тяжело, он нелегкий. Как-нибудь попробую, т.к. Майк Ли часто бывает чудно близок.
Если Вы хотите открыть для себя сногсшибательно смешного Майкла Ли, посмотрите его «Кутерьму». Это рассказ о знаменитом тандеме Гилберт-Салливан, которые развлекали Англию в конце 19 века своими опереттами в духе Штрауса и Оффенбаха. Кстати, там тоже играет Сполл.
Мне интересно, что бы Вы сказали о последнем фильме Ли «Ещё один год»… У меня очень противоречивые чувства.
Спасибо за рекоммендацию!
Во-первых, я уже посмотрел «Тайны и ложь» — оказывается, это всё же замечательный фильм. Очень красивый, тонкий и правдоподобно оптимистичный. После такого кино смотреть некоторые другие просто невозможно, настолько поднимается планка требований к душевной наполненности и внимательности режиссёра к игре актеров. А причина моего непонимания оказалась очень простой и смешной — мне было невдомек что происходит, потому что не понимал. что в фильме только одна афро-американка — то с хвостиком, то с распущенными волосами. Думал, что это две разные девушки, и это несколько сбивало с толку. Может быть это и не основная причина, но это однозначно мне мешало :)
А вот «Ещё один год посмотрел» совсем недавно, где-то дня 2 назад — очень и очень понравился. Вновь очень тонкий фильм. Несмотря на то, что при поверхностном просмотре он мог бы показаться бессюжетным, оторваться от экрана было сложно. Настоящие, милые, живые люди. Несколько огорчило, что изображенная замечательная семейная пара, как показалось, не всё сделала, что могла, для одинокой Мэрри. Но такой же посыл был обнаружен ранее в фильме «Беззаботная», где с виду открытая и жизнерадостная девушка для своего счастья умеет вовремя закрывать клапаны — чтобы яд чужого несчастья не завалил клубами дыма кабину рулевого)
Александр, как тонко Вы подметили, что они мало сделали для пьющей Мэри. На одном из форумов эту пару буквально изругали — они-де упиваются своим счастьем, а людям вокруг них позволяют быть глубоко несчастными. Наверное и в жизни так. Кто станет жертвовать своим благополучием ради окружения? Да и что можно было сделать? Как помочь алкоголику другу и алкоголичке подруге? Как помочь брату, потерявшему жену? Они взяли его к себе на какое-то время, но не жить ведь с ним весь остаток дней? Режиссёр задаёт столько вопросов и все они такие неудобные, что не знаешь, что ответить. Я всегда в тупике после фильмов Майка Ли.
Спасибо, что Вы написали о своём впечатлении от фильма «Ещё один год». Не зря у меня противоречивые впечатления.
Скажите, какие фильмы у этого режиссёра Вам особенно понравились?
На подобный комментарий, где пару уж слишком обличают, я тоже уже попадал :) Это, как по мне, слишком. Знаете, есть за людьми такое — когда видят, что человек порядочный, начинают дьявольски его подстрекать, стараются подловить, говорить, что мол «раз ты такой хороший, то…». Как бы не терпят добрых начинаний, большинству это кажется наивным, потому что сами не имеют на это сердца или слишком запуганы. Но то, что Мэрри они не поддержали, в этом я всё больше уверен. Если вспомнить главную христианскую заповедь возлюбить ближнего своего — можно ли сказать, что они поступили с Мэрри совсем по любви? Бесспорно, они помогли брату, у которого умерла жена, в фильме они неоднократно показывают свою добросовестность, свою порядочность, внимание. Но главная героиня, Джерри, психолог по образованию, не находит слов для своей несчастной подруги, у которой просто больше никого нет во всём белом свете, хотя понимает её от начала до конца. Она отсылает её к другим психологам, чтобы те хладнокровно-хирургическим методом попытались вскрыть её проблему. Но разве это возможно полностью без любви? Открывающий фильм эпизод показывает, что далеко не всегда это так. Джерри выслушала жалобы какой-то одинокой и крайне несчастной женщины, а когда та ушла, только вздохнула — вздохнула без печали и сострадания. Да, это сложно — подать руку тому, кто оскорбляет членов твоей семьи. Но так ли было велико это оскорбление? Настолько ли велико, чтобы оттолкнуть человека, жалобного, беспомощного, никак неумеющего справляться со своим одиночеством? Я уверен, что совсем нет, тем более когда тебе хватает ума, прозорливости и уверенности в собственном счастье, чтобы полностью понять несчастье чужое, чтобы принять его и попытаться помочь.
И что интересно, у Джерри профессия психолога. Может режиссёр сразу дал нам понять, что никакой она не психолог, а просто так отбывает своё время на службе? А с другой стороны, психологи такие же люди, также ошибаются, также равнодушны…
Не, есть формалисты, а есть те кто любит свое дело. Безотносительно к профессии.
Я больше всё-таки имел в виду то, что Джерри должна была помочь потому что она она человек, а не потому что она психолог.
По поводу самого любимого фильма — отпишусь, как досмотрю абсолютно все :)
Помоечный Лондон, отвратные усы, шизоидный главгерой. Может я бы и проникся к нему хоть какой-то симпатией, не было бы у меня друга абсолютно аналогично общающегося и похоже себя ведущего. Это банально сбой психики — шизоидный тип личности, ничего особо загадочного и интригующего в этом нет, это не очень приятно и довольно нервирует. Короче, фильм — страшилка о сложной интимной жизни лондонских бомжей. Почему кому-то нужно это смотреть? Нет, я понимаю, что любители найти «Скрытый Философский Смысл» найдут его и в фильмографии Саши Грей, но из этого фильма я лично вынес только одно «никогда не доверяйте шизоидным бомжам!»
П.с. артхаус снова не подвел в своей беспощадной бессмысленности
Да, британцы опять не подвели — заряд бодрости и здоровья обеспечен. Что любопытно, они сами уже устали от таких чернушных картин, но мир привык именно к такому образу сегодняшней Британии — белый трэш (чавы). Майк Ли отдал дань моде — фильму уже 15 лет — и снимает другое кино.