фильм «Ещё один год»
Продолжаю вас знакомить с кино рецензиями, написанными выдающимися американскими критиками. На нашем сайте есть статьи о кино Леонарда Молтина, а сегодня я с удовольствием представляю другого компетентного критика Роджера Эберта и его статью о фильме «Другой год» выдающегося британского режиссёра Майка Ли («Тайны и ложь» , «Карьеристки«, «Обнажённые«).
«Не каждый год приносит новый фильм Майка Ли, но в годы, когда это всё же происходит, мы получаем его долю сострадания, проницательного наблюдения и интуиции на человеческую комедию. Под этим я не подразумеваю «комедию» как легковесный смех. Я имею ввиду «комедию», которая позволяет нам узнать себя в персонажах, приятных и не очень.
Фильм Майка Ли «Ещё один год» это как долгое очистительное погружение в сопереживание.
Он начинает свой фильм с Тома и Джерри, супружеской пары, живущей в Лондоне. Они счастливы в браке многие годы.
Немедленно мы понимаем все риски, которые подстерегают режиссёра. Счастливый брак? Между двумя мудрыми симпатичными людьми? Интеллигентными, из реального мира? Не пародия, не утешение, не избитый штамп, а просто два человека, которых хочется узнать поближе? Таких людей, к которым хочется зайти на часок, а потом остаться с ними надолго, потому что расставание невозможно?
Вот именно так себя ощущает Мэри (Лесли Менвилл). Она давно работает в офисе Джерри в качестве психолога-консультанта. У многих среди знакомых найдётся такой человек, как Мэри — незамужняя, не очень молодо выглядит, пьёт больше, чем надо, в вечных поисках волшебного принца. Она часто захаживает к Тому (Джим Бродбент) и Джерри (Рут Шин).
Мэри очень нуждается в лечении. Она очень нуждается в трезвости. Словно табличка у неё на шее «Нуждаюсь!» Том и Джерри не читают лекций. Иногда они мягко намекают. «Ужасно», говорит Том после очередного окончания визита, это всё, что он может сказать. Ни критики, ни злости, просто констатация факта.
В своей собственной жизни они живут в полном согласии. Они занимаются садом, они работают, они устраивают обеды для своих друзей, надеются, что их единственный сын встретит, наконец, правильную девушку, они всё ещё любят друг друга. И что замечательно, их сын Джо (Оливер Молтман) их тоже любит и он тоже счастлив.
У режиссёра Майка Ли просто дар снимать сцены, где присутствует замешательство.
Мы чувствуем неловкость, но не из-за героев, а потому что сами испытали бы подобное при схожих обстоятельствах. Том и Джерри посещают похороны невестки Тома. Мы никогда не видели что-то абсолютно идентичное, но в то же время, это так похоже на все похороны сразу. Безучастный священник, ретивые гробовщики, отстранённый отец и сердитый сын, куча соседей, которые толком не знали умершую, семейные тайны. Ли видит, как люди проявляют своё сострадание, даже не желая этого.
Возможно, эта сцена была необязательна. Возможно, и другие сцены необязательны. Словно в жизни, они случаются, когда вступаешь в контакт с людьми.
Мэри живёт в очень маленьком мире, где она вряд ли найдёт своё счастье.
Она покупает машину, чтобы получить больше свободы, но тот, кто пьёт, вряд ли сможет обрести свободу таким путём. Она начинает фантазировать о сыне своих друзей, Джо, как о возможном партнёре. Джо приводит домой Кэти (Карина Фернандес) познакомить со своими родителями, и девушка сразу им понравилась. Когда Мэри встречает Кэти и понимает, кто она, мы становимся свидетелями поразительной сцены.
Игра всех актёров совершенна. Лесли Менвилл виртуозна в изображении своей героини, она очень трогательна, ни разу не бывает гротескна.
Только послушайте, как меняется её голос по мере опьянения. Обратите внимание как Том и Джерри реагируют на эти её модуляции. И также понаблюдайте за Кеном (Питер Райт), другом Тома. Кен, конечно, не большой выигрыш, но мог бы встречаться с Мэри, в конце концов, и жениться на ней, разве она может рассчитывать на нечто большее? Она продолжает тешит себя надеждами.
Теперь подбираюсь к теме «подбородков» и здесь мы прикасаемся к чему-то главному в притягательности Майка Ли. Он не боится брать на главные роли неидеальных, в смысле внешности, актёров. Джим Броудбент имеет слишком большой подбородок, у Рут Шин он явно недостаточный.
Боясь оскорбить многих актёров, сотрудничающих с ним, я всё же скажу, что за все 40 лет работы в кино, Майк Ли никогда не брал в свой фильм красивого или даже симпатичного, по канонам кинозвезды, актёра. Вместо этого он обогатил Британский кинематограф не шаблонными звёздами, включая Имелду Стонтон, Сэлли Хокинс, Тимоти Сполла, Марианн Жан-Баптист, Бренду Блетин и Дэвида Тьюлиса.
«Ещё один год» дал мне героев, которые заставят себя любить, чувствовать себя неловко, сравнивать себя с ними и возмущаться. Я вижу много фильмов а-ля комиксы, где у персонажей нет своего лица, а только атрибуты. Я люблю Джеймса Бонда, но спрошу вас, в какой степени он человечен? В «Ещё одном годе» все без исключения человечны, а некоторые даже с лихвой наделены человеческими качествами. Я увидел это и почувствовал себя очень хорошо.