«Призрачная нить» требует полного погружения. Поразительно, что при таком замедленном темпе, картина ни на секунду не показалась скучной или затянутой. Невероятно красивая визуально, она ещё и наполнена яркими личностями, поведение которых интригует и мучает вопросами. Ответы не лежат на поверхности, и приходится хорошо над ними подумать. Нет, этот фильм уж точно не скучный, и если Дэниэл Дэй-Льюис вправду решил уйти из профессии, то такое прощание дорогого стоит — высокая элегантная нота.
Это история вымышленного знаменитого портного Рейнольдса Вудкока, одевающего самых богатых женщин высшего лондонского света в 50-е годы прошлого века. Он убеждённый холостяк, женщины в его жизнь входят и выходят, не затронув его сердце и душу, которые полностью, безоговорочно принадлежат делу всей жизни – созданию женского платья. В этом ему помогает сестра Сирил (Лесли Мэнвилл), которая для него больше, чем сестра – она его партнёр по бизнесу, его менеджер, его ангел-хранитель. Она ограждает его от всех неприятностей и следит, чтобы очередная любовница нанесла как можно меньше урона брату своим присутствием.
Затем в жизни Рейнольдса появляется официантка Альма (Вики Крипс), застенчивая, неуклюжая. Она вносит полный хаос в его империю моды. Фильм настолько нетривиально показывает эту связь, что вызывает удивление и даже отторжение. Сначала он увидел в ней форму, модель, для своих совершенных творений. Для неё было уготовано место, на котором побывали многие до неё.
Она пробует встроиться в установившийся режим его существования – быть незаметной, но нужной – никакого вознаграждения. После, предположительно, бурной ночи – чисто профессиональное взаимодействие – бесконечные примерки, демонстрация одежды для избранных, переодевания.
Постепенно становится понятно, что Альма вынашивает далеко идущие планы, что она амбициозная и ощущает себя равной Рейнольдсу. Никаких вторых мест в отношениях – только равенство, а ещё лучше – её, только её доминирование. Первая попытка подчинить его – возвеличить его творение. «Твоё платье недостойно этого,- говорит она ему на званом ужине в честь бракосочетания одной из его богатых клиенток-спонсоров, возможно, любовниц. Затем следует отвратительная сцена с раздеванием пьяной титулованной особы. И сколько победного благодарного блеска в глазах Рейнольдса. Такой хитрый, испытанный веками ход – лестью приманить мужчину. Поймать его на крючок. Простительно, если бы она сама восхищалась его творениями. Но через мелкие детали совершенно очевидно, что его мастерство, его шедевры для неё ничто. Её задача пробиться к нему и убрать всех посредников. А для этого все средства хороши. Грибы. Так возникает идея приготовить ему блюдо с грибами, отравить любимого слегка, не до смерти, а потом поднять его из болезни и окончательно привязать к себе.
«Призрачная нить» детально исследует, до каких пределов могут дойти оба участника шахматной смертельной партии, чтобы добиться осуществления самых сокровенных желаний. И меньше всего, как мне кажется, речь идёт о любви, которую привычно изображают на экране – вздохи, томные взгляды, поцелуи, постель. Здесь это партнёры по схватке, битве с самыми неясными призами. То, как они смотрят друг другу прямо в глаза, понимая друг друга до самого основания, говорит о том, что они признают полное равенство и согласны на такое партнёрство и брачный союз до… «пока смерть не разлучит нас».
Тема смерти всплывает постоянно в истории – само название, «Призрачная нить», намекает на хрупкость, неустойчивость, двойственность и потусторонность отношений. С кем эта связь, эта нить установлена? Тема наваждения, помешательства также сопровождает историю Рейнольдса Вудкока – безумный в работе, он не менее безумный вне её – фетишизация матери, боязнь проклятий и отношение к вещам, как части своей души. И вот он стоит на пределе жизни и готов впустить в неё такую же безумную личность, как он сам. При этом абсолютно нетворческую и, вполне возможно, чуждую его делу. Пройдя через этапы познания своей модели, где сначала равнодушие, потом интерес, а затем надежда, он, наконец, готов отдаться в руки Альмы полностью – на, бери меня вместе с моей физиологией, я твой. Все маски сброшены, одежда вспорота, секреты высыпались наружу – заключён нерушимый союз.
Пршло несколько дней после просмотра фильма, а в голове продолжают роиться вопросы. Хитрый Пол Томас Андерсон ничего не разжевал и не положил в рот, всё приходится добывать самой, вспоминать поведение персонажей, их язык тела. Не слов, которых не очень много и которым не особенно надо доверять. Говоря одно, Рейнольдс делает совершенно другое и в этом ключ к его характеру. Или, говоря что-то Альме, он, таким образом, сообщает ей, как лучше управиться с ним, что предпринять.
Об игре актёров можно говорить только в превосходной степени. В «Призрачной нити» собрался замечательный ансамбль актёров, гармоничный, слаженный, умеющий передать всю гамму чувств одним взглядом, полуулыбкой, движением плеча. Я получила огромное наслаждение от их игры. Картина словно снята тогда, когда глубокий психологизм не был пустым сочетанием слов. Кроме того, мне позволено было заглянуть в святая святых творца, его лабораторию, где происходит рождение платья высокого стиля. Самое интересное, это рождение дано во всех деталях – от эскиза, снятия мерки, шитья и до его премьеры. Эстетика ткани, её структура и цвет, нити, ощутимые и призрачные – всё это рядом с руками гениального мастера, творца – нет никаких сомнений, что результат – дело рук и таланта самого Дэниэла Дэй-Льюиса. Кажется, актёр полностью растворился в своём персонаже.
Хороша Вики Крипс в роли Альмы – она вызывает бурю, нет, ураган чувств. Её хочется придушить, а лучше заставить саму съесть грибное рагу, которое она изуверски готовит своему мужу. С другой стороны, она достойна такого партнёра – она блестяще убрала все препятствия между собой и любимым мужчиной. Она выиграла главную партию. Она гроссмейстер. Теперь её очередь манипулировать. Не могу миновать Лесли Мэнвилл в роли Сирил, сестры Рейнольдса. Сколько подавленных чувств скрыто за суровым фасадом. Улыбка, долгий взгляд, молчание и движением рук она поправляет безукоризненную причёску – в этом столько скрытого смысла.
И, конечно, весь видеоряд фильма потрясающий. Всё-таки, эта картина об индустрии моды, где есть подиумы, модели, богатые клиенты, званые вечера. Цвет, атмосфера, музыка впечатляют. Историческое время с его роскошью, эстетизмом в еде и одежде словно встаёт из прочитанных книг и живописи. Призрачность, двойственность даже в этом – реальность и сон одновременно.
Очень хочу посмотреть! Скорее бы фильм вышел на DVD.
Да, стоит того!
Ох как интересно закрутили, обязательно посмотрю, чувствую мне понравится.
НЕ прошло и полтора года, посмотрела ))). Они нашли друг друга, что сказать (это я про героев). Мастерская режиссерская работа и шикарная актерская.
Воистину идеальная пара, не подкопаешься. Главное — принадлежать друг другу до смерти.