«Третий человек» совмещает в себе несколько жанров: триллер, нуар, элементы комедии, драму и хороший исторический экскурс в послевоенную Вену. Главная тема картины – предательство и потеря моральных ориентиров.
С самой первой сцены, как только Холли Мартенс (Джозеф Коттен) приезжает в Вену, голос за кадром сообщает о полной разрухе. И она предстаёт во весь рост. Красивейший город в Европе убит бомбардировками, целые кварталы превратились в груды руин.
Мартенса вызвал школьный друг Гарри Лайм (Орсон Уэллс), у которого, кажется, дела идут неплохо в сравнении с жалкими писательскими гонорарами Холли.
Гарри даже оплатил самолёт, чтобы соблазнить друга поездкой. Мартенс удивляется, что друг не приехал его встречать, а придя по адресу, узнаёт, что он погиб накануне под колёсами грузовика и в данное время его хоронят на городском кладбище.
На кладбище он видит несколько человек, которые и станут в дальнейшем его спутниками по блужданиям в Вене.
Он неудачно, через драку, знакомится с майором Кэллоуэем (Тревор Ховард) и сержантом Пейном (Бернард Ли). От них он получает не только намёки на то, что его друг был преступником рэкетиром, но и страшные доказательства, искалеченных детей и взрослых.
Мартенс словно плывёт в параллельной реальности – в той, американской жизни, он писал дешёвые вестерны и жил, не особенно задумываясь. Здесь, в Европе, он видит, что сделала война с людьми, искалечив их морально. Сначала он готов немедленно вернуться домой, тем более, жить не на что, а обратный билет готовы купить и майор Кэллоуэй, и новый знакомец, Барон, представившийся самым близким другом Гарри.
Но чем больше Мартенс узнаёт о последних часах жизни своего товарища, тем больше вопросов роится в его голове. А была ли смерть просто несчастным случаем? Почему в момент смерти рядом оказался его доктор и Барон? Где третий человек, о котором говорит привратник Гарри? И, конечно же, больше всего Мартенса заинтересовала яркая красивая женщина Анна (Алида Валли), актриса маленького венского театра.
Мартенс мало, что у неё узнал, только понял, что Анна искренне горюет из-за смерти Гарри. Анна помогает Мартенсу с переводом, люди вокруг него плохо понимают английскую речь. Мартенс замечает, что майор полиции проявляет настойчивое любопытство к Анне и вскоре становится свидетелем обыска в её квартире, а девушку обвиняют в подлоге документов и увозят в участок для допроса. Там, в участке мы знакомимся с представителями русского сектора. Русские занимаются делами перемещённых лиц, такими, как Анна, приехавшей из Чехословакии.
Через многозначительные ракурсы и детали нас подводят к поразительной сцене – появлению «умершего» Гарри Лайма.
Встреча друзей на улице выдержана в духе триллера – мрачная улица, в глубокой тени дома камера высвечивает обувь человека. На его начищенных туфлях приютился котёнок, которого несколько минут назад безуспешно пытался развлечь Мартенс. Как сказала Анна, котёнок любит играть только с Гарри.
Перетекание одного жанра в другой в фильме «Третий человек» происходит много раз. Вот Мартенса преследуют наёмные убийцы (?), он убегает от них через незнакомые квартиры, где в одной из них его клюёт попугай. И тут же снова мрачная жуткая сцена – маленький мальчик с ангельским пухлым личиком кричит на всю улицу, что Мартенс перерезал горло привратнику.
Молчаливая толпа тут же бросилась преследовать неповинного человека.
Мы видим полностью растерянных людей в изменившемся до неузнаваемости мире. И главная перемена произошла в Гарри Лайме. Он больше не тот товарищ, которого так хорошо знал Мартенс, копировал его и возвёл в идеал. Теперь они по разную сторону добра и зла.
Но не всё так однозначно. Мартенс колеблется. Лишь увидев искалеченных его другом детей, он обещает майору сдать Гарри. Майор шантажирует Анну, обещая ей защиту от русских, если она так же сдаст Гарри, своего любовника.
А сам злодей красноречив, умён и соблазнителен. Как замечательно он обосновал свою человеческую деградацию! Орсон Уэллс великолепен в роли Гарри Лайма и обидно, что его так мало на экране. Но даже несколько появлений просто кричат о его великом таланте – вся гамма эмоций проходит по его гладко-выбритому лицу: от сожаления, что так происходит встреча с другом, презрения к нему и даже ненависти.
Финальный эпизод картины разворачивается в подземной канализации, где Гарри спасается от полиции во главе с майором и сержантом, к ним же примкнул Мартенс.
Подземные коммуникации, словно живой организм из какого-то фильма ужасов, со всем этим переплетением переходов и труб. Когда Гарри выбирает, в какой переход нырнуть от преследователей, он слышит голоса со всех сторон, словно все жертвы его грязного бизнеса обрушились на его голову. Символичен обмен взглядами между Холли и Гарри. Оба поняли друг друга в последний раз, и прозвучал выстрел.
После похорон Холли ждёт Анну, и эта сцена вся залита солнцем по контрасту со всем повествованием. Листопад. Длинная аллея деревьев.
Анна проходит мимо, и Мартенс в надежде на своё счастье идёт за нею следом.
При всём моём восхищении этой картиной у меня осталось маленькое недовольство – музыкальное сопровождение. Понимаю, что необычная музыка (весь фильм звучит один инструмент – цитра) вносит саркастическую ноту в историю, но порой она так сильно выдвигается на первый план, что не даёт сосредоточиться, становится громкой и навязчивой.
Об актёрской игре могу говорить только в превосходной степени – игру Орсона Уэллса я уже отметила. Джозефа Коттена люблю давно и преданно — «Тень сомнения», «Игра в карты по-научному», «Газовый свет», «Тише… тише, милая Шарлотта», «Портрет Дженни», здесь он так же на высоте. Коттен убедителен в роли Мартенса, чужака в Вене, которого все хотят побыстрее выпроводить вон. Разочарование в друге, внезапная любовь к Анне и возмездие – всё это непомерное испытание для Мартенса. Интересная деталь – Уэллс и Коттен такие близкие друзья в реальной жизни, что Джозеф выступил дружкой на свадьбе Орсона и Риты Хейворт.
Оба сыграли в «Гражданине Кейне», где Уэллс ещё и режиссёр.