Удивительная британская актриса Мэгги Смит радует своих зрителей в течение многих десятилетий. Я люблю её в «Бостонцах», «Дамах в лиловом», «Клубе первых жён», «Ужине с убийством» и «Комнате с видом». Много новых поклонников появилось у неё с выходом сериала «Аббатство Даунтон».
В приключенческом фильме «Путешествия с моей тётушкой» она, кажется, сыграла всех сразу. И, на мой взгляд, немножко промахнулась. Слишком разыгралась. Зато получила золотую статуэтку, о которой мечтает каждый актёр на планете.
В картине «Путешествия с моей тётей» Мэгги Смит в свои 38 лет играет 70-летнюю эксцентричную женщину. Она появляется в церкви во время похорон своей сестры, где знакомится с предполагаемым племянником Генри Пуллингом, которому тут же открывает глаза на истинное положение вещей. Никакой он не сын умершей.
На вопрос Генри, кто же его настоящая мать, следует уклончивый ответ. Об отце тётя тоже рассказывает небывалые истории, где ключевое слово – «кобель». Как и все мужчины. «Ведь и ты, Генри, кобелёк?” Смущённый Генри в полной растерянности от такого напора тёти. Его отец, как сонная муха, засыпающий в самых неподходящих местах, кобель? Невероятное открытие. Таких открытий навалится куча.
В секунду у Генри сносит голову от водоворота, в который его уносит с тёткой – чернокожий друг\любовник\предсказатель судьбы Вордсворт (Луис Госсет), кучи денег в чемоданах, марихуана, подмешанная в урну с прахом не-матери, полиция, самолёт в Париж, роскошный отель и экспресс в Стамбул, Африка, Испания. Клуб кинопутешествий, не меньше.
Не слишком ли много для бывшего служащего банка, любителя георгинов и роз? В постоянных перемещениях по свету с неуёмной тётей Августой, он вдруг узнаёт, что есть совсем другая жизнь, совершенно экзотическая.
Генри чувствует себя не в своей тарелке, но Августа им легко манипулирует. Она сводит его с хиппи (Синди Уильямс) и массой странных своих приятелей, рассказывает ему о своих романах, которые мы видим в восхитительных флэшбэках.
Мэгги Смит преображается в девушку подростка настолько органично, что не вызывает сомнений. Кроме того, ей очень идут костюмы 20-х годов. Я поймала себя на мысли, как она похожа на Ванессу Редгрейв. Не зря их долго путала.
Фильм Джорджа Кьюкора, вероятно, намеренно снят в театральной манере. В нём всё в излишестве – оттенки красного, роскошь интерьеров, затейливые фасоны платьев, которые носит Августа, словно всё, что связано с этим персонажем, относится к фантазии, а не реальности.
Отсюда и такая аффектированная игра актрисы. Это может кого-то отвратить. Я тоже не сразу привыкла к такому актёрскому приёму, меня напрягало её жеманство и дребезжащий голос. Узнав, что в этой роли должна была сниматься любимица Джорджа Кьюкора по «Филадельфийской истории» Кэтрин Хепберн, где они так отлично сработались, я постоянно представляла её на месте Мэгги Смит. Не знаю, как бы это изменило всю картину. Я пристрастна, потому что просто обожаю Кэтрин Хепберн и, наверное, предпочла бы её в роли Августы, потому что эксцентрика это часть самой Кэтрин, а не просто легенда, заданная сценарием.
Итак…
История, которая развернулась на экране, далека от любимого романа, написанного Грэмом Грином. Помню, какой восторг я испытала, впервые его прочитав. Такого восторга я не получила от фильма. Вроде бы, все актёры старались. И Генри Пуллинг, консервативный, застёгнутый на все пуговицы, отлично сыгран Алеком Маккоуэном.
И нахрапист Вордсворт.
И море обаяния в Висконти, возлюбленном Августы – его играет бывший муж Мэгги Смит Роберт Стивенс. Только вот всё вместе почему-то не оставляет восторга и не трогает так, как в книге, мчится мимо. Как поезда мимо садика с георгинами Генри.
Вернётся ли он к ним после своих безумных путешествий с сумасшедшей тётушкой? Или в нём проснулся истинный сын своей матери, и её кровь позовёт снова паковать чемоданы и куда-то мчаться?